202 О распространении монашества из обители Преподобного Сергия читай в «Истории православного монашества» М. Кудрявцева [38], в «Русской Фиваиде» А. Н. Муравьева [43], в «Истории Русской Церкви» митр. Макария, т. IV [41], в «Рассказах из Истории Русской Церкви» гр. М. В. Толстого [78]. В рукописном перечне подвижников, вышедших из монастырей, основанных Преподобным Сергием, его учениками и собеседниками, насчитано более ста лиц, прославленных Церковью. Более подробное изложение того же предмета читатель найдет во 2-й книге «Троицкой библиотеки» «Троицкий Патерик» [82]. 185.
203 Филарет Черниговский, июль, 409, примеч. 222. [83]. 185.
204 Словарь о Святых, прославленных в Российской Церкви, изд. 2-е, с. 4 [64]. 186.
205 Слава Пресв. Богородицы, ч. III, отд. 2, с. 3738 [62]. 186.
206 Подробнее о преподобном Авраамии и его монастырях можно читать в книге «Святые угодники Божии и подвижники Костромские». Кострома, 1879, с. 6573 [61], и в Пам. Кн. для Костромской Епархии, 1868, отд. I, с. 60. 186.
207 Словарь о Святых, с. 193 [64]. 186.
208 Филарет Черниговский, янв., с. 51 [83]. 187.
209 Ник. Лет. IV, 232 [59; 55, т. XI, с. 143]. 188.
210 Историч. Опис. сего мон., Калайдовича, 1837, с. 6, и примеч. на с. 8 [30]. 189.
211 Там же, с. 98 и 100. 189.
212 См. выше, гл. VII, и примеч. к ней. 189.
213 Историч. Опис. Симонова Монастыря, 1843, с. 7 [48]. 190.
214 Народное предание, записанное у Чельцова, повествует, что местность, где теперь церковь св. Иоанна Предтечи на Наре, в селе-погосте Ивановская Гора, проходил некогда Преподобный Сергий, не раз посещая Высоцкий монастырь в Серпухове. Здесь посадил он дуб, который имел потом в объеме до 13 аршин, и теперь остался только пень (Моск. Вед., 1894, № 89, марта 31). 191.
215 Подробнее об обоих Афанасиях см. у Фил. Черниг. под 12 сент., с. 4755 [83]. 192.
216 Моск. Губ. Вед., 1841, № 6, с. 48. 192.
217 Об основании сего монастыря говорит Ник. Лет. под 1378 г., ч. IV, с. 8384 [59; 55, т. XI, c. 44]. 192.
218 О Савве Стромынском см. в рукописных Святцах Моск. Дух. Ак., № 86, под 20 июля; об Успенском Стромынском мон. в Московских Епархиальных Ведомостях, 1870, № 40 [57], и в статье гр. М. В. Толстого в Чтениях в ОИДР, кн. I, с. 46 [77], а также в Душеполезном Чтении, 1877, статья «Ученики Преп. Сергия», принадлежащая тому же автору, ч. II, с. 245 [81] и далее. 192.
219 У преосв. Фил. Черниг., сент., 151, примеч. 263 [83]; Словарь о Святых [64, с. 250251]. 192.
220 Душеполезное Чтение. 1877, II, с. 494 и далее [81]. Рукописные Святцы Моск. Дух. Акад. № 203. 192.
221 Душеполезное Чтение. 1877, II, с. 241 и далее [81]. 193.
222 Об основании Голутвина монастыря Преп. Сергием говорит 2-я Софийская Лет. (Полн. Собр. Русск. Летописей, VI, 122 [55]). О посохе см. «Русские народные картинки» Ровинского, кн. IV, с. 383 [58]. 194.
223 Полное Описание Лавры, ч. I, с. 51 [13]. Впрочем, преосв. Фил. Черниговский считал преподобного Никифора за одно лицо с Никитою Серпуховским, а протоиерей С. К. Смирнов отожествляет с ними и преподобного Никиту Костромского (см.: Душеполезное Чтение, 1885, июнь, с. 147148 [68]). 194.
224 Русская Фиваида на севере, с. 8, 9 [43]. 194.
225 Моск. Вед. 1892. № 250. 195.
226 См. выше, примеч. 158. Истор. Словарь о Святых, с. 105107 [64]. Святыни и древности Ростова Великого, с. 8991 [80]. 195.
227 О нем говорено выше, гл. XIV. См. еще: Нижегор. Еп. Вед. 1887, № 19, с. 1071 [16]. 195.
228 Полное Описание Лавры, I, с. 177 [13]. 196.
229 Памятником существования этой обители осталось название кремлевских ворот, близ коих она находилась, Троицкими. 196.
230 Статистич. Историч. Описание церквей и монастырей Рязанской Епархии, свящ. И. В. Добролюбова, Рязань, 1884, с. 5051 [17]. Предание говорит, что «Преп. Сергий по прибытии в столицу княжества Рязанского не прямо вступил в княжеский дворец, находившийся на месте нынешнего архиерейского дома, а предварительно останавливался в Троицком монастыре Но такое предание не подтверждается ни в одной из летописей». Автору упомянутой книги кажется более вероятным, что Троицкий монастырь был основан в память пребывания Преподобного Сергия в Рязани не ранее XV столетия. Но столь же вероятно и то предположение, что он основан самим Преподобным Сергием, по желанию Рязанского Князя, подобно тому как им основаны были, по желанию местных князей, монастыри в Серпухове и Коломне. 196.
231 Укажем хоть один пример: в селе Чашникове° Московского уезда при Троицкой церкви есть одна плита с надписью, что тут погребен схимник. Село это известно по письменным документам с 1585 года (см.: Старая и Новая Москва, И. Токмакова, вып. VII [75]). Замечательно, что Преподобный Сергий и многие его ученики были основателями обителей во славу Пресвятыя Троицы. 196.
28 марта 2024 г. (15 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра