День 30 сентября (н. ст.) в православном календаре отмечен памятью трех первохристианских мучениц – Веры, Надежды и Любови, а также матери их Софии (ок. 137). В воспоминание жизни и страдальческого венца святых угодниц Божиих в храмах Троицкой обители были совершены вечернее полиелейное богослужение и две соборных Божественных литургии, за которыми молились насельники Лавры и ее прихожане и паломники.
В далеком II веке, на заре христианства, в Риме жила благочестивая вдова по имени София. От брака она имела трех дочерей – Веру, Надежду и Любовь, которых воспитывала в духе главных христианских добродетелей, освящающих имена добрых отроковиц. Открытое исповедание девицами Христовой веры не могло остаться незамеченным, и вскоре слух о юных христианках дошел до императора-язычника Адриана, который пожелал видеть их воочию.
Осознавая намерения нечестивого правителя, девицы обратились с горячей молитвой ко Господу, чтобы Он укрепил их в грядущих страданиях за истинную веру. Представ пред императором, отроковицы твердо держались ризы Христовой и поражали всех своим спокойствием, мужеством и стойкостью. Ни ласковые уговоры, ни прямые угрозы не смогли сломить дух юных исповедниц и склонить их на сторону язычества. Тогда жестокий правитель приказал подвергнуть христианок страшным пыткам, которые бессердечно совершались на глазах у их матери Софии.
Но злоба и жестокость язычников оказались бессильными перед укрепляющей отроковиц благодатию Божией: не добившись от девиц отречения от Христа, Адриан приказал умертвить их. Претерпев страдания, юные мученицы отошли ко Господу, приняв нетленные венцы в Царствии Божием. Тела отроковиц были отданы праведной Софии, которая предала их земле. На третий день после мученической кончины дочерей около их могил преставилась и благочестивая мать.
Нарекшись во Святом Крещении именами важнейших христианских добродетелей, мученицы Вера, Надежда и Любовь воплотили их в своей жизни. Вера исповедниц была засвидетельствована верностью Богу даже до смерти. Основание такой веры – дар благодати Божией, освящающей сердце человека и изгоняющей из него всякий страх и малодушие. Личный опыт живой веры непоколебим внешними обстоятельствами и коллизиями земной жизни.
Живая вера порождает в человеке доверие своему Создателю и является неиссякаемым источником надежды на помощь Божию, всегда могущую прийти даже в самую трудную минуту. Венчает сердце Божиего угодника подлинная христианская любовь, на что указывает первоверховный апостол Павел: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13). В наш век, когда слово «любовь» принимает самые различные оттенки в забывшем Бога сердце человека, особенно важно помнить слова благовестника Христова: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7). Подлинная христианская любовь есть союз всех евангельских добродетелей.
«Взор Христов проникает в сердце каждого из нас, – пишет наш современник, подвижник благочестия архимандрит Иоанн (Крестьянкин). – Он смотрит в души наши и терпеливо ждет, чтобы мы своей жизнью, благоговением к Нему, исполнением заповедей свидетельствовали о вере, надежде и любви к Богу».
Справка.
Полиелейное богослужение в Успенском соборе Троице-Сергиевой обители возглавил архимандрит Агафодор (Маркевич).
На богослужении пел братский хор, разделенный на два клироса: левый – под управлением иеродиакона Матфея (Мелехина), правый – под управлением игумена Антония (Зинина).
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться