В Лавре совершили Литургию в день памяти святителя Афанасия Великого

Для сего-то Господь и родился, и явился человеком, и умер и воскрес,

делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей,

чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди,

отвлечь их, и научить ведению истинного Отца Его,

как и Сам говорит: «прииде... взыскати,

и спасти погибшаго» (Мф. 18:11; Лк. 19:10)


Из книги свт. Афанасия Великого

«Слово о воплощении Бога-Слова,

и о пришествии Его к нам во Плоти»


Чтобы прочувствовать в полной мере какое-либо учение, теорию или замысел, с которыми мы сталкиваемся во время земной жизни, необходимо для начала задать себе вопрос: откуда произошло это учение? Известный богослов, а вернее сказать, первый сознательный богослов, о котором мы знаем, Ориген, посвятил этому вопросу свой фундаментальный труд, который так и называется «О началах».

Святитель Афанасий также написал множество богословских трудов, часть из которых прочитывал перед прихожанами в домовой церкви Александрии, где совершал Божественные литургии. Наиболее широкую известность получили его труды «Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во Плоти», где святителем рассматривается учение Церкви о спасении, и жизнеописание преподобного Антония Великого. 

Эти два труда взаимодополняют друг друга: первый отличается своей полнотой и содержательностью, совместно с уместной емкостью и простотой изложения, а второй - помимо качеств, присущих первому исследованию, показывает нам на примере конкретного человека (преподобного Антония) христианский путь, истинное и непорочное житие, которому стоит следовать всякому христианину для спасения своей богоподобной души. 

Память святого Афанасия Александрийского Церковь празднует 2 мая (15 мая по новому стилю). 

Образ преподобного Антония святитель Афанасий представляет как икону, вернее сказать, как искусно вытесанный кусок дерева, на котором запечатлевает Свой Лик Божественное Слово. И как по пришествии на землю Сына Божия, Божественного Слова в образе человека, Бог Отец начертал на человечестве, как на приготовленном для написания иконы куске дерева, образ Сына Своего, избавив его (человечество) от уз диавола и смерти, так и на святом Антонии, как на теле всего человечества, он отобразил все, чем Любящий Господь награждает душу преподобных своих - Своим Божественным образом, вкладывая ему в руки Жизнь, Которой он может победить смерть. 

В трактате «О пришествии Слова» святой Афанасий говорит, что спасение мы получили через Тело Богочеловека Христа, которое 

«хотя умерло, как смертное, однако ж ожило, по силе обитающей в нем Жизни, и признаком воскресения служат дела».

Божественное Слово, Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий родился от Непорочной Девы и стал человеком. Он предался на Крестную смерть, был погребен, но через три дня воскрес, низложив силу смерти и даровав нам жизнь вечную Своим Воскресением. Телом, как смертный, Он умер, но поскольку был совершенным человеком и совершенным Богом, как Бог - ожил. А Своими делами - чудесами и многочисленными исцелениями, которыми изобилует евангельская история, Он доказал силу «обитающей в нем Жизни», которая обнаружила, что Он не просто человек, но совершенный Бог и совершенный человек.

Он, создавший небо и землю Бог, пришел в мир, чтобы разделить со Своим творением возможность бесконечной жизни в Своем Небесном Царстве. Он пострадал за нас на Кресте для того, чтобы мы увидели Его Свет и исцелились от смерти, как сказано у пророка Исаии:

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Как понимать: исцелились? Посредством Его жертвы, которая стала примером для нас, чтобы мы, жительствуя Крестом, мысля о Крестных страданиях нашего Спасителя, получили за это силу Жизни, следуя примеру, который подал нам Христос. Своим Крестом Он победил главу смерти, спустился даже до ада, вознесся на Крест и умер там, между землей и небом, уничтожив того, кто стережет Поднебесную и мешает взойти на небеса душам человеческим. 

Поэтому Господь наш и был распят, и принял эту смерть, не для вида какого-нибудь, не для славы, но для того, чтобы мы увидели пример дела, образец, трафарет иконы, которую Он написал на всем человечестве: победить смерть возможно только Крестом, низложить диавола можно только умерев для этой жизни, восстать в нетлении можно, если предать забвению все чувственное и тленное.

Подобно возлюбленному им от юности Господу, святой Антоний, как повествует об этом в его житии святитель Афанасий, всей своей жизнью показал нам, что победить диавола и смерть возможно. И что это не только возможно, но и очень просто. Достаточно только возжелать этого. Впервые победив врага рода человеческого постом, молитвой, бдением, Антоний воспевается Афанасием такими словами: 

«Возмечтавший быть подобным Богу осмеян был теперь юношей. Величающийся пред плотию и кровию низложен был человеком, носящим на себе плоть, потому что содействовал ему Господь, ради нас понесший на Себе Плоть и даровавший телу победу над диаволом, почему каждый истинный подвижник говорит: не аз же, но благодать Божия, яже со мною» (1 Кор. 15:10).

Юноша, Богу содействующу, низложил смерть. 

Для понимания учения о спасении святителя Афанасия важны слова святого Антония, которые он обратил к ученикам перед своей блаженной кончиной. Он заповедовал им «жить, как бы ежедневно умирая», каждодневно, неустанно совершать подвиги с мыслью о том, что уже завтра они могут взойти в Поднебесную и встретиться с врагом, который охраняет воздушное пространство на пути к Небесному Царству, чтобы, победив его козни, предстать Христу живым, подобным Живому Богу творением. 

В день памяти великого александрийского богослова братия Троице-Сергиевой Лавры собралась в Троицком соборе обители на совместную молитву. Духовенство монастыря совершило Божественную литургию. 

За выемкой святых просфор на проскомидии, а также на заупокойной ектении братия поминала почивших новопреставленных схиархимандритов Никона и Рафаила, архимандритов Лаврентия и Илиана, игуменов Игнатия и Тихона, иеромонаха Модеста и иеродиакона Каллиста. Перед Херувимской песнью братия молилась о прекращении вредоносного поветрия, пришедшего на Русь.


15 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

5 декабря 2020 г. (22 ноября ст. ст.)

Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I). Прмч. Герасима (Мочалова), Зосимовского (1937). Блгв. кн. Михаила Тверского (1318). Блгв. Ярополка, во Святом Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского (1086). Мц. Кикилии (Цецилии) и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230). Мч. Прокопия чтеца (303). Мч. Менигна (250). Прп. Агаввы исмаильтянина (V). Прав. Михаила воина, болгарина (866). Сщмч. Владимира Рясенского пресвитера (1932); сщмчч. Иоасафа, еп. Могилевского, Иоанна Баранова, Василия Бовы, Павла Евдокимова, Иакова Соколова, Феодора Гусева, Иоанна Смирнова, Илии Громогласова, Алексия Бенеманского, Афанасия Милова пресвитеров, прмчч. Евтихия Диденко, Авенира Синицына, Саввы Суслова, Марка Махрова и мч. Бориса Козлова (1937); прп. Параскевы Матиешиной исп. (1953).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, КРОНИД, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ; иером. ВАДИМ, ИПАТИЙ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, ЕРМОГЕН      
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.