В Лавре совершили Литургию в день памяти святителя Афанасия Великого

15 мая 2020
1882

Для сего-то Господь и родился, и явился человеком, и умер и воскрес,

делами Своими унижая и помрачая дела когда-либо живших людей,

чтобы от всего того, чем бы ни были предубеждены люди,

отвлечь их, и научить ведению истинного Отца Его,

как и Сам говорит: «прииде... взыскати,

и спасти погибшаго» (Мф. 18:11; Лк. 19:10)


Из книги свт. Афанасия Великого

«Слово о воплощении Бога-Слова,

и о пришествии Его к нам во Плоти»


Чтобы прочувствовать в полной мере какое-либо учение, теорию или замысел, с которыми мы сталкиваемся во время земной жизни, необходимо для начала задать себе вопрос: откуда произошло это учение? Известный богослов, а вернее сказать, первый сознательный богослов, о котором мы знаем, Ориген, посвятил этому вопросу свой фундаментальный труд, который так и называется «О началах».

Святитель Афанасий также написал множество богословских трудов, часть из которых прочитывал перед прихожанами в домовой церкви Александрии, где совершал Божественные литургии. Наиболее широкую известность получили его труды «Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во Плоти», где святителем рассматривается учение Церкви о спасении, и жизнеописание преподобного Антония Великого. 

Эти два труда взаимодополняют друг друга: первый отличается своей полнотой и содержательностью, совместно с уместной емкостью и простотой изложения, а второй - помимо качеств, присущих первому исследованию, показывает нам на примере конкретного человека (преподобного Антония) христианский путь, истинное и непорочное житие, которому стоит следовать всякому христианину для спасения своей богоподобной души. 

Память святого Афанасия Александрийского Церковь празднует 2 мая (15 мая по новому стилю). 

Образ преподобного Антония святитель Афанасий представляет как икону, вернее сказать, как искусно вытесанный кусок дерева, на котором запечатлевает Свой Лик Божественное Слово. И как по пришествии на землю Сына Божия, Божественного Слова в образе человека, Бог Отец начертал на человечестве, как на приготовленном для написания иконы куске дерева, образ Сына Своего, избавив его (человечество) от уз диавола и смерти, так и на святом Антонии, как на теле всего человечества, он отобразил все, чем Любящий Господь награждает душу преподобных своих - Своим Божественным образом, вкладывая ему в руки Жизнь, Которой он может победить смерть. 

В трактате «О пришествии Слова» святой Афанасий говорит, что спасение мы получили через Тело Богочеловека Христа, которое 

«хотя умерло, как смертное, однако ж ожило, по силе обитающей в нем Жизни, и признаком воскресения служат дела».

Божественное Слово, Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий родился от Непорочной Девы и стал человеком. Он предался на Крестную смерть, был погребен, но через три дня воскрес, низложив силу смерти и даровав нам жизнь вечную Своим Воскресением. Телом, как смертный, Он умер, но поскольку был совершенным человеком и совершенным Богом, как Бог - ожил. А Своими делами - чудесами и многочисленными исцелениями, которыми изобилует евангельская история, Он доказал силу «обитающей в нем Жизни», которая обнаружила, что Он не просто человек, но совершенный Бог и совершенный человек.

Он, создавший небо и землю Бог, пришел в мир, чтобы разделить со Своим творением возможность бесконечной жизни в Своем Небесном Царстве. Он пострадал за нас на Кресте для того, чтобы мы увидели Его Свет и исцелились от смерти, как сказано у пророка Исаии:

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5).

Как понимать: исцелились? Посредством Его жертвы, которая стала примером для нас, чтобы мы, жительствуя Крестом, мысля о Крестных страданиях нашего Спасителя, получили за это силу Жизни, следуя примеру, который подал нам Христос. Своим Крестом Он победил главу смерти, спустился даже до ада, вознесся на Крест и умер там, между землей и небом, уничтожив того, кто стережет Поднебесную и мешает взойти на небеса душам человеческим. 

Поэтому Господь наш и был распят, и принял эту смерть, не для вида какого-нибудь, не для славы, но для того, чтобы мы увидели пример дела, образец, трафарет иконы, которую Он написал на всем человечестве: победить смерть возможно только Крестом, низложить диавола можно только умерев для этой жизни, восстать в нетлении можно, если предать забвению все чувственное и тленное.

Подобно возлюбленному им от юности Господу, святой Антоний, как повествует об этом в его житии святитель Афанасий, всей своей жизнью показал нам, что победить диавола и смерть возможно. И что это не только возможно, но и очень просто. Достаточно только возжелать этого. Впервые победив врага рода человеческого постом, молитвой, бдением, Антоний воспевается Афанасием такими словами: 

«Возмечтавший быть подобным Богу осмеян был теперь юношей. Величающийся пред плотию и кровию низложен был человеком, носящим на себе плоть, потому что содействовал ему Господь, ради нас понесший на Себе Плоть и даровавший телу победу над диаволом, почему каждый истинный подвижник говорит: не аз же, но благодать Божия, яже со мною» (1 Кор. 15:10).

Юноша, Богу содействующу, низложил смерть. 

Для понимания учения о спасении святителя Афанасия важны слова святого Антония, которые он обратил к ученикам перед своей блаженной кончиной. Он заповедовал им «жить, как бы ежедневно умирая», каждодневно, неустанно совершать подвиги с мыслью о том, что уже завтра они могут взойти в Поднебесную и встретиться с врагом, который охраняет воздушное пространство на пути к Небесному Царству, чтобы, победив его козни, предстать Христу живым, подобным Живому Богу творением. 

В день памяти великого александрийского богослова братия Троице-Сергиевой Лавры собралась в Троицком соборе обители на совместную молитву. Духовенство монастыря совершило Божественную литургию. 

За выемкой святых просфор на проскомидии, а также на заупокойной ектении братия поминала почивших новопреставленных схиархимандритов Никона и Рафаила, архимандритов Лаврентия и Илиана, игуменов Игнатия и Тихона, иеромонаха Модеста и иеродиакона Каллиста. Перед Херувимской песнью братия молилась о прекращении вредоносного поветрия, пришедшего на Русь.

Расписание богослужений

20
Апрель
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы.
Прп. Георгия исп., митр. Митиле́нского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).
08:30
Поздняя Литургия
17:00
Всенощное бдение с литией
21
Апрель
Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской
05:00
Исповедь первая смена
05:30
Ранняя Литургия
06:30
Средняя Литургия
08:00
Исповедь вторая смена
08:30
Поздняя Литургия
09:30
Поздняя Литургия
16:45
Вечернее богослужение с акафистом Страстям Христовым
20 апреля
2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Март
Апрель
Май
20 апреля
2024
Выберите дату