В день памяти святителя Иннокентия Московского архиепископ Феогност и епископ Парамон совершили Литургию в Троицком соборе

Сегодня, 6 октября, Церковь вспоминает священника, проповедника, миссионера, апостола и митрополита Московского – святителя Иннокентия (Вениаминова).


С самых малых лет будущий святитель был незаурядной личностью. Семилетним отроком он уже самостоятельно читал в храме Апостол. Окончил семинарию как лучший воспитанник, а когда принял сан священства – стал блистательным проповедником. В 1823 году священник Иоанн (Вениаминов) отправился с семьей на Алеутские острова, где перевел для алеутов Евангелие и обратил в Православие местных жителей.


Овдовев, священник Иоанн принял монашество с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского, и был возведен митрополитом Филаретом Московским во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Через восемнадцать лет архиерейского и миссионерского служения народам Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии и Хабаровского края святитель Иннокентий стал митрополитом Московским и на восемьдесят третьем году жизни отошел ко Господу.


«Пе́рвый учи́тель пре́жде те́мным язы́ческим племена́м, пе́рвый возвести́тель им пути́ спаси́тельнаго, апо́стольски потруди́выйся в просвеще́нии Сиби́ри и Аме́рики, святи́телю о́тче наш Инноке́нтие, Влады́ку всех моли́ мир вселе́нней дарова́ти и душа́м на́шим ве́лию ми́лость».

Вечером 5 октября наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон совершил торжественное всенощное бдение в Успенском соборе, где покоятся мощи святителя Иннокентия.


6 октября, в день памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност и наместник епископ Парамон совершили Божественную литургию в Троицком соборе Лавры. 


Во время причащения духовенства с проповедью к присутствующим в храме обратился иеромонах Далмат. В ней он дал толкование на евангельское чтение о чудесном улове рыб и сказал:

«Мы не сможем ощутить чистоту, чудо, мир Божий, если нас не коснется благодать. Но благодать Божия нас не коснется, если мы не станем уходить от суеты, если не будем удаляться от наших дурных навыков. Если же мы будем понуждать себя измениться, понуждать жить по заповедям Божиим, тогда наша жизнь станет меняться, и Господь дарует каждому утешение большее, чем в мирских увеселениях и празднествах».

После Литургии с архипастырским словом обратился архиепископ Каширский Феогност:

«“Гордым Бог противится, а смиренным подает благодать”, - слова ясные, простые, недвусмысленные, и ни у кого не возникает никаких сомнений в их правильности. Это слова Божии. Но тем не менее в каждом из нас есть гордыня.

Порой человек не знает, что ему делать с этой страстью и как с ней бороться. Она, как какой-то вирус, живет в человеке, и случись только маленький повод - человек начинает думать о том, что он из себя что-то представляет. Но это не так. Мы творение, и у нас есть Творец, сказавший: “Без Меня не можете творить ничего”. Если сделаете все, что повелено вам, тогда говорите: “Мы рабы неключимые, сделали только то, что должны сделать”.

Слава Богу, что в нашей жизни есть примеры – святые, они показывают нам, что возможно выполнять заповеди Божии, возможно жить по этим заповедям, возможно жить и выполнять все то, что Господь дал нам для нашего спасения. Сегодня память святителя Иннокентия, митрополита Московского. Ученейший человек, он – просветитель Дальнего Востока, Аляски. Это сегодня у нас о нем немного знают, а на Аляске он самый почитаемый, самый близкий святой. Он перевел богослужебные книги, Евангелие, Библию на семь языков народов, которых он учил и просветил. Интересно, когда он вступил на Московскую кафедру, то первые слова его были: «Простите меня, неученого». Он не лукавил, он искренне считал себя таким. Он понимал, что это именно Бог дал ему сделать. 

Но это не все. Есть еще поразительная по своей глубине и искренности мысль о смирении святителя Иннокентия. Уже будучи митрополитом Московским, в одной из своих книг он как-то мимоходом пишет: “При мне были просвещены такие-то народы”, и перечисляет… Народов этих было множество. Он не говорил, что “я просветил”, “я им дал слово Божие”, но “при мне это было”.

Какая замечательная молитва преподобного Серафима Вырицкого, в которой он, или как бы Господь через него говорит: “От Меня это было. Все испытания, которые были в твоей жизни, - от Меня, и твои победы от Меня были”. Благословен человек, который понимает, что это не подвиг, а путь к победе – смирение, а гордыня – это не величие, а ничтожество. Потому гордым Господь противится, но противится только для того, чтобы они поняли, с Кем они борются, и что они себе приписывают. Не потому Господь борется или противится, но чтобы человек осознал, что без благодати Божией человек ничего не может. И вся наша жизнь, та школа, которую мы проходим в этой жизни, наши учителя учат нас одному – смирись под крепкую руку Божию и возблагодари Бога за все: и за скорби, и за радости, и за испытания, и за победы, и за болезни, и за здоровье, и за бедность, и за богатство – за все благодари Бога и никогда себе ничего не приписывай, кроме своих грехов.

Вот грехи – это твое. Но и здесь Господь милостивый и человеколюбивый говорит: “Нет грехов непрощенных, но есть грехи нераскаянные”. Когда человек покаялся, то всякий грех ему прощается. Свидетельство того, что грех прощен человеку, – это отвращение ко греху. Когда у тебя появилось отвращение к тем злым делам, которые ты делал, то больше не казни себя, не занимайся “самопоеданием”, самобичеванием, но радуйся и благодари. Если у тебя появилось отвращение к мерзостям, слабостям, грехам, которые ты когда-то делал, возблагодари Бога, и Он тебя излечит, Он тебе все простит. А тебе остается только денно и нощно Его за это благодарить.

Какая же может быть у нас благодарность? Какое благо мы можем подарить Богу? Мы только благополучатели! Но мы говорим: “Благословен Бог наш”, - мы благословляем и благодарим Его за то, что Он открывает нам Себя, и дает нам возможность ощутить себя Его детьми, чадами, Его творениями, и в этом есть великая радость, а еще больше радость от осознания того, что здесь на земле все не заканчивается - есть другая, вечная жизнь, и туда нас зовет Господь. Здесь, наверное, без слез умиления и радости мы не можем не возблагодарить Бога, а можем только одно сказать: “Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?”»

Справка:

Всенощное бдение в Успенском соборе Лавры совершил епископ Сергиево-Посадский Парамон.

На богослужении пели братский хор Лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и третий академический хор под управлением чтеца Серафима Мороза.

Божественную литургию в Троицком соборе Лавры совершил архиепископ Каширский Феогност в сослужении епископа Сергиево-Посадского Парамона, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

На Литургии пел знаменный хор Лавры под управлением наместника Саввино-Сторожевского монастыря архимандрита Павла (Кривоногова).

Пресс-служба CТСЛ

Фотогалерея


6 Октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

19 октября 2019 г. (6 октября ст. ст.)

Апостола Фомы (I). Сщмч. Иоанна Рыбина пресвитера (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).