«Светом познания Христова землю Русскую озарил еси»: в Лавре воспоминают святого князя Владимира


28 июля Православная Церковь празднует событие Крещения Руси и молитвенно прославляет святого равноапостольного князя Владимира (во Святом Крещении – Василия). В обители преподобного Сергия прошли торжественные богослужения, за которыми молились братия и паломники монастыря.




Святой равноапостольный князь Владимир († 1015 г.) был сыном Киевского князя Святослава Игоревича и внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Бабушка Владимира Святославича стала первой из правителей Руси, кто принял христианство. Однако отец будущего великого князя неблагосклонно относился ко Христовой вере, и потому Владимир, хотя и воспитывался при дворе своей бабушки, не мог быть наставлен в Евангельском благовестии. Во взрослую жизнь он вошел с языческими нравами, и до обращения к Богу его мужество и отвага сопровождались распутством и жестокостью.  




Но ни успехи военных походов, ни почет единоплеменников не могли утолить сердечной тоски князя Владимира. «Ты создал нас для Себя, – говорит блаженный Августин, – и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Сердце князя искало Бога. Кроме того, правитель чувствовал всю ложность примитивного языческого культа, неспособного привести к единению русского государства, да и пример бабушки-христианки – мудрой и чтимой всеми княгини Ольги – все сильнее обращал его взор к христианской вере. Выбор был сделан. Во Святом Крещении князь Владимир получил имя Василия, в честь святителя Василия Великого.




После принятия князем Владимиром таинства с ним произошла удивительная перемена. Он полностью оставил прежний жестокий нрав и прекратил военные походы на соседей, отпустил всех своих многочисленных жен и наложниц и вступил в христианский брак с греческой царевной Анной. По его повелению Русь очистилась от языческих идолов и обрела христианскую веру. Внутреннее преображение самого великого князя было засвидетельствовано именем, данным ему народом – «Владимир – Красное Солнышко».




Пример жизни святого равноапостольного князя Владимира свидетельствует о том, как может измениться внутренняя и внешняя жизнь человека, когда его души касается Господь. В нынешнем апостольском чтении за Литургией верующие слышали слова апостола Павла о том, как до своего обращения ко Христу он «жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» (Гал. 1:13), а после призвания Спасителем стал верным Его учеником, наставляя многих в правде, милости и любви. Это деятельное покаяние, изменение всего естества человека, крайне важно, поскольку именно через него прокладывается путь к главной цели христианской жизни – возвращению человека к Богу и единению с Ним через стяжание благодати Святого Духа.

Справка.

Всенощное бдение братия Троице-Сергиевой Лавры отслужили в Успенском соборе обители. Его возглавил наместник епископ Сергиево-Посадский Парамон.

На богослужении пел монастырский хор, разделенный на два клироса: левый – под управлением иеродиакона Матфея (Мелехина), правый – под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).

Божественную литургию в Успенском соборе обители совершил игумен Корнилий (Мороз).

Диаконский чин вечером и утром возглавил протодиакон Владимир Назаркин.


28 Июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

18 сентября 2020 г. (5 сентября ст. ст.)

Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Прмч. Афанасия Брестского (1648). Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Мчч. Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98–138). Мч. Сарвила. Мц. Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мчч. Иувентина и Максима воинов (361–363). Мчч. Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мч. Авдия (Авида) в Персии (V). Мч. Евфимия Кочева (1937). Обре́тение мощей прп. Александра Уродова исп. (2001). Оршанской иконы Божией Матери (1631).
17:00 Параклисис Божией Матери
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.