«Полн сый любве, полн бысть и богословия». Братия Троицкой обители почтила память апостола любви

Богопознание - это любовь обращенного к Богу человека. Нам кажется абсурдным утверждение, что любить Бога, Которого мы никогда не узнаем, возможно, поскольку даже в вечности мы только приблизимся к Нему, но не узнаем Его в совершенстве. Учение о богопознании может лишь подтолкнуть нас к пониманию, что мы знаем Бога только в той мере, в которой любим Его.


Бог непознаваем. Его абсолютная трансцендентность вытекает из Его личного характера. В сущности, даже человеческую личность нельзя понять до конца: по словам святого Григория Богослова, «нам даже едва ли возможно и точное познание твари».

Апостол Иоанн Богослов знал Иисуса Христа. И знал о Нем намного больше, нежели прочие. И больше других учеников его любил Сам Христос. Своими творениями, жизнью и учением святой Иоанн доказал значимость главного аспекта науки о богопознании, богословия: мы знаем Бога только в той мере, в которой любим Его. «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

21 мая Церковь празднует память любимого ученика Христа - апостола Иоанна Богослова, «апостола любви». В этот день братия Троицкой обители совершила Божественную литургию в Троицком соборе Лавры.


Мы знаем об апостоле сравнительно немного. Его жизненный путь можно проследить по написанному им Евангелию, а также у других евангелистов. Больше всего информации о нем можно найти в древних апокрифах и творениях мужей апостольских, многие из которых были учениками святого Иоанна. Главная мысль, которая прослеживается во всех источниках, - Христос любил Иоанна больше других учеников. 

Апостол возлежал у Него на груди во время Тайной Вечери. Блаженный Августин приписывает этому эпизоду глубокое символическое значение и видит в нем выражение особой духовной связи между Христом и апостолом Иоанном: по его словам, Христос является источником истины, а евангелист - ручьем. 

Простой рыбак Иоанн - несравненный Богослов только по одной причине: он оставил все и полюбил Христа. Говоря о святом Иоанне, невозможно не упомянуть об учении о богопознании, которое основывается на жизни апостола любви. 

Так, о богопознании говорит святитель Макарий (Невский): «Позна­ние Бога, приобретаемое путем научных исследований, не может быть совершенным и вполне полезным, если к этому не присоединится познание Бога через жизнь, посредством деятельной любви. Познание Бога из книг хотя бы то самых именитых богословов настолько ниже богопознания через Божественную любовь, насколько вообще для познания слово ниже дела, насколько орган зрения выше слуха».

Полноценное учение о богопознании выработалось в IV веке по Рождестве Христовом в процессе полемических споров с арианами и евномианами. Первые признавали тварность Бога-Слова и считали Его простым человеком, Которого, соответственно, можно познать как человека; вторые считали, что человеческий разум может познать Бога. 

Еретическому учению евномиан и ариан отцы-каппадокийцы - святые Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов - противопоставили свое апофатическое, отрицательное (от греч. ἀπόφασις – отрицание) богословие. Они сформулировали свою теорию так: «Бог абсолютно непознаваем в Своей сущности».

Святой Григорий Нисский утверждал, что богопознание невозможно без четкого осознания, что Бог превыше всего, что Он абсолютно трансцендентен, непознаваем, непостижим. «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18), и истинное знание как раз и проявляется в осознании этой невозможности.

«Ум же, простираясь далее, с большею и совершеннейшею всегда внимательностью углубляясь в уразумение истинно постижимого, чем паче приближается к созерцанию, тем более усматривает несозерцаемость Божественного естества... Ибо в этом истинное познание искомого: в том и познание наше, что не знаем, потому что искомое выше всякого познания, как бы неким мраком объято отовсюду непостижимостью».

Любовь апостола Иоанна к Богу возрастала с каждым днем его жизни. Древние апокрифы говорят о том, что апостол удостоился боговедения настолько, что подобно пророкам Илии и Еноху был живым взят на небо.

Апостол дожил до глубокой старости и в последние годы мог ходить в церковь лишь с помощью учеников. Его приносили в храм на носилках. Будучи уже не в состоянии передвигаться, проповедовать, и даже внятно говорить, он повторял только одну фразу: «Деточки, любите друг друга». 

Не каждому из нас возможно приблизиться к разумению тайны Божества. Нужно стремиться к Богу и одновременно с этим опасаться познать Его в какой-либо мере. Как говорит Ориген, даже умные твари пали, потому что им наскучило созерцание непосредственной сущности Бога. Они увидели все сразу и быстро пресытились увиденным. Переводя сказанное в земную плоскость, можно отметить, что в любви между мужчиной и женщиной полная удовлетворенность приводит к умиранию чувства. 

«Истинное содержание любви – в постоянном ожидании большего».


21 Мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

30 мая 2020 г. (17 мая ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.