Отошел ко Господу регент лаврского хора Владимир Романович Бульчук

14 мая 2019 года, в день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», после причащения Святых Христовых Таин отошел ко Господу регент хора Троице-Сергиевой Лавры Владимир Романович Бульчук. 

Братия Лавры выражает соболезнования родственникам почившего и молится о упокоении его души.

В.Р. Бульчук.jpg

Владимир Романович Бульчук (31.03.1934–14.05.2019)

Владимир Романович Бульчук родился 31 марта 1934 года в дер. Новоселки Пружанского района Брестской области Белорусской ССР.

В 1952-1956 гг. обучался в Минской духовной семинарии, по окончании которой поступил на первый курс Московской духовной академии. И с этого времени вся жизнь Владимира Романовича была связана с Троице-Сергиевой Лаврой, ее богослужением. Одаренный от природы замечательным голосом, яркой самобытной интонацией и цепкой музыкальной памятью, «жадный» до пения юноша сразу привлек внимание как педагогов, так и регентов. Еще будучи студентом, он успел попеть в смешанном хоре, руководимом Сергеем Михайловичем (в будущем – протодиаконом Сергием) Боскиным – регентом, которому посчастливилось принимать участие в первых богослужениях после открытия Лавры в 1946 году. Тогда же пытливый молодой человек познакомился с церковным композитором Сергеем Ивановичем Зубачевским, у супруги которого брал уроки фортепианной игры.

По окончании Московской духовной академии в 1960 г. Владимир Романович был принят на должность помощника инспектора академии и семинарии. Одновременно с этим ему была поручена клиросная подготовка неопытных певцов. По воспоминаниям Владимира Романовича, у него был хор «непоющих» студентов, заниматься с которым в 1962-1964 годах ему помогал Сергей Иванович Зубачевский. Церковный композитор и педагог дореволюционной школы, автор музыки тропаря Пресвятой Троице и всем известного песнопения, посвященного преподобному Сергию («О священная главо»), Сергей Иванович присутствовал на занятиях молодого регента, подсказывал ему, иногда сам проводил спевки. По его совету начинающий регент обучал свой хор, в первую очередь, качественному исполнению одноголосия, в том числе и на службах (на левом клиросе). И лишь потом переходил к двухголосному и трехголосному пению. Когда студенты могли петь на четыре голоса, их забирали на правый клирос. В дальнейшем этот опыт помог Владимиру Романовичу в работе с академическим хором, принимавшим участие в богослужениях Лавры и Академии.

14 октября 1971 г. Владимир Романович ушел с должности помощника инспектора и посвятил себя исключительно богослужебному пению. 15 октября 1971 г. он был принят на должность регента хора Троице-Сергиевой Лавры.

По словам Владимира Романовича, 25 лет он пел в хоре под управлением архимандрита Матфея как в смешанном, так и в мужском составе. С этим прославленным коллективом он принимал участие во многих значимых церковных торжествах. Пел в историческом юбилейном концерте, посвященном 1000-летию Крещения Руси, который состоялся 10 июня 1988 года на первой сцене страны – в Государственном Академическом Большом театре. Кроме того, много лет Владимир Романович пел на лаврском клиросе в будние дни, а также был неизменным участником пения духовенства - так называемого «алтарного хора». Несколько поколений лаврских прихожан и паломников помнят его самобытный тембр, сообщавший пению духовенства Лавры узнаваемый характер.

До последних дней своей земной жизни Владимир Романович сохранил свой сильный голос и любовь к церковному богослужению и пению. Пока телесные силы позволяли ему выходить из дома, он всегда спешил в Лавру и до самого конца желал быть полезным Церкви.

Три последних года жизни Владимир Романович в связи с болезнью пребывал дома в Сергиевом Посаде. Скончался на 86-м году жизни в день, когда Церковь чествует икону Божией Матери, именуемую «Нечаянной Радостью». В этот же день ровно полвека назад в Сергиевом Посаде (тогда – Загорске) был похоронен первый «учитель-регент» Владимира Романовича С.И. Зубачевский. 


Из краткого интервью, записанного к 60-летию со дня рождения

В.Р. Бульчук: «Когда на конкурсе исполнялись разными коллективами различные духовные песнопения, комиссией было отмечено, что наш хор лучше всех выражал молитвенный текст песнопений. Кроме того, отметили, что в исполнение была вложена душа по сравнению с теми коллективами, которые способны воспроизвести любой текст безотносительно к его содержанию…

В течение всего периода моей работы в Московской духовной академии у меня был учитель Александр Федорович Медведев. Это был постановщик голоса и большой специалист в области хорового пения. Был еще учитель, который преподавал в Академии чтение партитур, Николай Леонидович Неаполитанский. Это был большой человек, очень религиозный, с большим духовным настроением. Пожалуй, это были главные мои учителя.

Моя певческая жизнь началась так: я, конечно, как и все студенты, участвовал в пении семинарского академического хора. Но при поступлении в семинарию в комиссии на меня обратили особое внимание при сдаче экзаменов - мне было предложено что-нибудь пропеть. И прямо в присутствии экзаменационной комиссии я начал петь "Херувимскую", первую попавшуюся, которую я знал. Это была Херувимская Старо-Симоновская, и, когда я уже заканчивал исполнение, все присутствовавшие подпевали, так что она была пропета вся до конца.

И вот с этого момента на меня обратили внимание, мне стали помогать, и таким образом, если можно так выразиться, я начал свою духовную музыкальную карьеру.

Во время моего обучения в Минской семинарии помню, к нам часто приезжал Александр Васильевич Свешников. В течение трех лет он проводил у нас репетиции нашего смешанного хора в Жировицах. И мне приходилось петь под его управлением. Можно сказать, что многое из его практики я почерпнул и для себя лично. Например, я всегда употребляю те термины, которыми он пользовался.

Нельзя не упомянуть знаменитого И.С. Козловского, великого тенора, который участвовал в нашей Лаврской записи в 1968 году. Он исполнял "Разбойника благоразумного" композитора П. Чеснокова. Там я с ним познакомился, а впоследствии он частенько приезжал к нам в Лавру.

Если сравнивать сегодняшнее время и то время, когда я учился в семинарии, то в певческом отношении контингент учащихся был, несомненно, лучше, потому что люди, поступавшие в семинарию, выходили из Церкви. А в настоящее время люди поступают в семинарию, образно говоря, с улицы, и с ними приходится очень много работать, чтобы научить их пению. Но, несмотря на это, у многих из них тоже есть музыкальные задатки.

Какие у меня творческие планы? Выучить студентов церковному пению, дать им понятие о гласовом пении. В настоящее время стараются ввести в Церкви знаменный распев, это тоже поле для работы.

Несмотря на то, что мне уже исполнилось 60 лет, я ощущаю большую подготовленность, у меня много практики, голос не устает. Раньше я уставал, может быть, больше, потому что не было такого ощущения в применении практики пения. А в настоящее время чем больше я пою, тем лучше у меня получается!»


16 мая сего года в Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры братией монастыря была отслужена заупокойная Божественная литургия по новопреставленному рабу Божию Владимиру.

По окончании Литургии было совершено отпевание почившего.

Владимир Романович Бульчук погребен на Новом кладбище г. Сергиева Посада.


Просим всех помолиться о упокоении души
новопреставленного раба Божия Владимира

Вечная память! Вечная память! Вечная память!


STSL.Ru


15 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

8 декабря 2019 г. (25 ноября ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).