Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры и ректор Московской духовной академии совершили Божественную литургию в день памяти преподобного Максима Грека

Наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры и ректор Московской духовной академии совершили Божественную литургию в день памяти преподобного Максима Грека
3 февраля Православная Церковь празднует память преподобного Максима Грека. Его мощи находятся в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобный Максим родился в 1470 году в Греции. Он получил прекрасное образование на острове Корфу и хотел баллотироваться в Совет острова, но не прошел выборы. Тогда он отправился во Флоренцию, где, впечатлившись проповедями знаменитого Джироламо Савонаролы, захотел уйти в монастырь. Он жил в монастыре Савонаролы до его казни; потом уехал в Ватопед и принял монашество. Когда московский великий князь попросил Ватопедского игумена прислать ему монаха для перевода духовных книг, тот выбрал Максима. На Руси Максим перевел Толковую Псалтирь, исправлял богослужебные книги, создал библиотеку князя.

Но все-таки он был учеником Савонаролы. Максим работал и наблюдал несправедливость в русском обществе. Взаимоотношения власти и народа он воспринимал как нехристианские. Максим постепенно стал критиковать власть и светскую элиту, а потом обратил внимание и на внутрицерковную полемику – спор между иосифлянами и нестяжателями. Ученый монах занял позицию нестяжателя. Но власть была на стороне иосифлян. Максим испортил отношения с государственной и церковной властью. По обвинению в ереси и связях с турецким правительством Максима осудили на Поместном соборе. Его арестовали и заточили в главную обитель его оппонентов – Иосифо-Волоцкий монастырь. Там ученый греческий монах, сидя в тюрьме под надзором недоброжелателей, углем написал на стене камеры канон Святому Духу-Утешителю. Как еретик, он не допускался до Евхаристии. Через 6 лет его перевели в другой монастырь, тоже под арест. Условия там были легче. С него сняли обвинения в ереси и допустили к участию в Литургии. Спустя еще почти 20 лет, после усиленных ходатайств Восточных Патриархов и Московского митрополита святителя Макария перед Иваном Грозным 80-летнему исповеднику разрешили поселиться на покой в Троице-Сергиевой лавре. Он умер 3 февраля 1556 года в день своего тезоименитства – день памяти преподобного Максима Исповедника. 


Сегодня наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий совершили Божественную литургию в Трапезном храме преподобного Сергия Радонежского. Там почивают мощи преподобного Максима Грека после их обретения в 1996 году. 

Христианин, не исповедающий свою веру, - лицемер. Слепой, о котором сегодня говорилось в Евангелии, знал это. Он громко исповедовал Иисуса Сыном Давидовым, то есть Мессией. Его не смогли заставить замолчать, хотя он и проигрывал остальным, потому что не мог видеть, что происходит вокруг. Но он почувствовал, и в его душе пробудилась вера. Она подсказала слепому, что делать. И, по слову Спасителя, она спасла его. Не менее показательна духовная связь Максима Грека со своим небесным покровителем. Максим Исповедник – византийский монах, знаменитый философ и богослов 7 века. Вся Восточная Римская империя преследовала его. Он отказывался идти на компромисс с еретиками. Его ненавидели константинопольский патриарх и император. Но и Максима, как евангельского слепого, не смогли заставить молчать. Описания суда и пыток Максима Исповедника ужасают: избитому воловьими жилами ему вырвали язык – чтобы не говорил, и отрубили руку – чтобы не писал. Суды и ссылки – вот краткий пересказ последних 9 лет его жизни. Но ни боль, ни угрозы не подточили его веру:

Если вся вселенная начнёт причащаться с Константинопольским патриархом, я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал через апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое христианской проповеди!

Исповедание христианской веры не может и не должно быть пустословием, отметил архиепископ Феогност:

«Всякий человек ищет заступничества. Человек нерелигиозный ищет заступничества у людей, у начальства, у сильных мира сего, у тех, у кого власть, деньги. Верующий человек ищет заступничества у Бога, у Небесных Сил Бесплотных, у святых, которые угодили Богу, и к которым мы обращаемся с молитвами. Но для того, чтобы заслужить это заступничество, нужно вспомнить слова Христа Спасителя: “Кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным”. И не надо путать исповедание с декларацией. Человек может декларировать самые высокие, самые прекрасные истины, с которыми все согласны. Но наступает час исповедания – и он уходит. Он не готов исповедовать. Один из наших братьев совсем недавно был у Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины. Брат спросил: “Если будет такая ситуация, а я не пойду – скажу, что я болею?” Владыка ответил: “Нет. Ты должен проявить позицию и засвидетельствовать ее!”

Какие простые, ясные и мудрые слова! Не надо ждать каких-то страшных гонений. Нужно просто исповедовать. Ненавязчиво, с любовью, но исповедовать свою веру, свои высокие истины и свои высокие идеалы. И в исповедании нужно избегать двух крайностей. Одна крайность – когда человек начинает обличать: вот я исповедую – а вы молчите! Вы трусы! Это крайность. Есть замечательные слова Христа Спасителя: “Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать”. Когда мы на кого-то показываем одним пальцем, три пальца показывают на нас: посмотри, у него в глазу ты видишь сучок; но посмотри на бревно, которое в твоем глазу. А другая крайность – когда мы начинаем восхищаться своим исповеданием. Этих двух крайностей – когда мы обличаем и когда мы восхищаемся – нужно избегать. Нужно всегда благодарить Бога за то, что у нас есть возможность исповедовать».

Время Максима Грека – время войн по всему земному шару. Каждому верующему во Христа предстояло ответить самому себе на ряд вопросов, часто в условиях гибели. В Европе в самом разгаре Реформация – религиозная война между католиками и протестантами. Европейцы открывали для себя Китай и Японию, осваивали Америку. В России Иван Грозный покорял остатки Золотой Орды – Казанское, Астраханское ханства. Не легче ли исповедовать Христа в мирное время?


Мало только слов для исповедания веры. Нужно показывать делом, что христианин не отступает от своей веры, с какими бы трудностями не столкнулся. Это Максим Грек перенял у своего первого игумена, Джироламо Савонаролы. Он был настоятелем флорентийского монастыря апостола Марка, ярким проповедником, обличителем роскоши и богатства. Савонарола не мог видеть, как богатые владели всем, а бедняки умирали с голоду. Он желал любви между людьми. И Максим Грек хотел этого не меньше.

После Божественной литургии перед мощами преподобного Максима Грека архиепископ Феогност прочитал молитву святому. Хор пропел тропарь, кондак и величание святому исповеднику, не услышанному и не понятому в свое время. Но мы можем услышать и понять его сейчас. Примеры настоящего исповедничества живут в нашей памяти вечно.

Справка:

На Божественной литургии архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту и архиепископу Верейскому Амвросию сослужила братия Лавры. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаркин.

Песнопения Литургии пел смешанный хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова).



Пресс-служба ТСЛ


3 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

27 июня 2019 г. (14 июня ст. ст.)

Прпп. Андроника (1373), Саввы (XV) и Александра (после 1427) Спасских, Даниила Черного (ок. 1427-30) и Андрея Рублева (ок. 1427-30), Московских, учеников прп. Сергия Радонежского. Мц. Акилины (293). Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Прп. Александры Дивеевской (1789). Мц. Антонины (284–305). Прпп. Анны (826) и сына ее Иоанна (IX). Сщмч. Алексия Архангельского пресвитера (1918); мц. Пелагии Жидко (1944).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: архим. МЕФОДИЙ; игум. ИЛАРИОН, ДОРОФЕЙ; иером. ИППОЛИТ, ФИЛАДЕЛЬФ, ВАДИМ, АГАФОН, ФЕОДОР (М.), ФЕОДОР (С.)
Предтеченский храм
06:00 Ранняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).