Наместник Лавры совершил Литургию в день отдания праздника Пасхи


27 мая 2020 года, в день отдания праздника Пасхи и в предпразднство Вознесения Господня, епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой Лавры, совершил праздничные богослужения.

Службы отдания праздника Пасхи означают окончание литургического празднования Светлого Христова Воскресения. В этот день на утрене последний раз в церковном году поется канон Святой Пасхе, а чинопоследование часов совершается по пасхальному чину. Литургия начинается так же как и в праздник Пасхи, с пения стихов «Да воскреснет Бог», и завершается радостным восклицанием: «Христос Воскресе» – «Воистину Воскресе».

В этот день епископ Парамон совершил пасхальную утреню с пением канона Воскресению Христову, пасхальные часы, а после - Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.


За Божественной литургией читалось евангельское зачало, в котором Иисус Христос обращается к ученикам с словами: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:44–47).

Святитель Феофилакт Болгарский поясняет слова Христа о том, что Он пришел не для осуждения, но для спасения человечества, так: «Не Я виновен в осуждении человека неверующего, ибо Я не за этим преимущественно пришел, но случилось это по последствию. Я пришел спасти и для этого учил. Если же кто не верует, то не Я причина его осуждения, но он сам на себя навлек оное».


Бог Слово воспринял человеческую плоть по любви к Своему творению. Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став как человек, не для того, чтобы осудить неверие, неправедность и порочность твари. Но для того лишь, чтобы спасти. Избавить человечество от проклятия, которое на него навлек первородный грех. Победить врага рода человеческого Крестной смертью и вознестись затем к Отцу, как и говорит: «Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

Завтра Святая Церковь будет праздновать Вознесение Бога Слова, Единородного Сына Божия, к Отцу. Но сегодня Господь еще беседует с учениками о спасении. Пока Он с ними, Он их Свет. Он не Сам является Светом, а только Светящий Свет Отца. Вместе с этим, «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Его Свет не подобен тому, который излучали своим благодатным учением вдохновенные пророки и апостолы. Он, будучи Творцом мира, пришел в мир, чтобы избавить от уз греха человечество. Он не проповедовал Свет, но был Светом, делая причастным к этому свечению все человечество: во время земной жизни через Свое Учение, а по Вознесении через Свое Тело - Святую Церковь.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский всегда глубоко переживал повествование евангелиста о бытии Господа перед Его Вознесением. Представляя в своем сердце состояние любимых учеников Господа, которые видели, как их Божественный Учитель возносится на небеса, он произнес такую молитву: «Владыко, Ты с нами – во вся дни, ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия не живем. Ты с нами особенно в таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах! Ты облекаешься, Владыко, каждую Литургию в подобострастное нам, кроме греха, тело и питаешь нас животворящею Своею Плотию. Чрез Тайны Ты всецело с нами, и Плоть Твоя соединяется с нашею плотию, и Дух Твой соединяется с нашею душою – и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение, чувствуем, что, прилепляясь Тебе в Евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6:17)». 

Завершая богослужебный период Святой Пасхи и, подобно ученикам Господним, наблюдая за тем, как Божественное Слово возносится к Отцу, не будем сокрушаться, что удалился от нас Божественный Учитель. Он дал нам возможность соединяться с Ним в таинстве Святой Евхаристии. И не только слышать Его слова о спасении и свете, но и пребывать с Ним в Его Теле - Святой Церкви. Не только в сам день Воскресения, но «во вся дни, до скончания века» (Мф. 28:20).


27 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

5 марта 2021 г. (20 февраля ст. ст.)

Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578). Блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054). Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прмч. Корнилия Псково-Печерского (1570). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342–344). Прп. Агафона, папы Римского (682). Сщмч. Николая Розова пресвитера (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ИЛАРИОН, МАНУИЛ, ДОРОФЕЙ, ФИЛИПП; иером. АФАНАСИЙ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, ПРОКОПИЙ, ФЕОДОСИЙ, СПИРИДОН, МИХАИЛ          
Крипта Успенского собора
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.