Наместник Лавры совершил Литургию в день отдания праздника Пасхи


27 мая 2020 года, в день отдания праздника Пасхи и в предпразднство Вознесения Господня, епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой Лавры, совершил праздничные богослужения.

Службы отдания праздника Пасхи означают окончание литургического празднования Светлого Христова Воскресения. В этот день на утрене последний раз в церковном году поется канон Святой Пасхе, а чинопоследование часов совершается по пасхальному чину. Литургия начинается так же как и в праздник Пасхи, с пения стихов «Да воскреснет Бог», и завершается радостным восклицанием: «Христос Воскресе» – «Воистину Воскресе».

В этот день епископ Парамон совершил пасхальную утреню с пением канона Воскресению Христову, пасхальные часы, а после - Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста.


За Божественной литургией читалось евангельское зачало, в котором Иисус Христос обращается к ученикам с словами: «Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12:44–47).

Святитель Феофилакт Болгарский поясняет слова Христа о том, что Он пришел не для осуждения, но для спасения человечества, так: «Не Я виновен в осуждении человека неверующего, ибо Я не за этим преимущественно пришел, но случилось это по последствию. Я пришел спасти и для этого учил. Если же кто не верует, то не Я причина его осуждения, но он сам на себя навлек оное».


Бог Слово воспринял человеческую плоть по любви к Своему творению. Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став как человек, не для того, чтобы осудить неверие, неправедность и порочность твари. Но для того лишь, чтобы спасти. Избавить человечество от проклятия, которое на него навлек первородный грех. Победить врага рода человеческого Крестной смертью и вознестись затем к Отцу, как и говорит: «Восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему» (Ин. 20:17).

Завтра Святая Церковь будет праздновать Вознесение Бога Слова, Единородного Сына Божия, к Отцу. Но сегодня Господь еще беседует с учениками о спасении. Пока Он с ними, Он их Свет. Он не Сам является Светом, а только Светящий Свет Отца. Вместе с этим, «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Его Свет не подобен тому, который излучали своим благодатным учением вдохновенные пророки и апостолы. Он, будучи Творцом мира, пришел в мир, чтобы избавить от уз греха человечество. Он не проповедовал Свет, но был Светом, делая причастным к этому свечению все человечество: во время земной жизни через Свое Учение, а по Вознесении через Свое Тело - Святую Церковь.


Святой праведный Иоанн Кронштадтский всегда глубоко переживал повествование евангелиста о бытии Господа перед Его Вознесением. Представляя в своем сердце состояние любимых учеников Господа, которые видели, как их Божественный Учитель возносится на небеса, он произнес такую молитву: «Владыко, Ты с нами – во вся дни, ни один день мы без Тебя, без Твоего соприсутствия не живем. Ты с нами особенно в таинстве Тела и Крови Своей. О, как истинно и существенно находишься Ты в Тайнах! Ты облекаешься, Владыко, каждую Литургию в подобострастное нам, кроме греха, тело и питаешь нас животворящею Своею Плотию. Чрез Тайны Ты всецело с нами, и Плоть Твоя соединяется с нашею плотию, и Дух Твой соединяется с нашею душою – и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение, чувствуем, что, прилепляясь Тебе в Евхаристии, мы становимся один дух с Тобою, как сказано: прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6:17)». 

Завершая богослужебный период Святой Пасхи и, подобно ученикам Господним, наблюдая за тем, как Божественное Слово возносится к Отцу, не будем сокрушаться, что удалился от нас Божественный Учитель. Он дал нам возможность соединяться с Ним в таинстве Святой Евхаристии. И не только слышать Его слова о спасении и свете, но и пребывать с Ним в Его Теле - Святой Церкви. Не только в сам день Воскресения, но «во вся дни, до скончания века» (Мф. 28:20).


27 Мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

23 сентября 2020 г. (10 сентября ст. ст.)

Прмч. Гавриила (Яцика) Радонежского, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: aрхим. aрхим. ГЕРАСИМ; игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, АНТОНИЙ, АНФИМ; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МИХАИЛ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.