На Воскресенском подворье прошли богослужения в Неделю о мытаре и фарисее

9 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, служение Божественной литургии в храме Воскресения Христова возглавил настоятель Воскресенского подворья иеромонах Гурий (Гусев). На первую подготовительную неделю к Великому посту в нынешнем году пришлось празднование памяти собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

На Литургии после запричастного стиха клирик храма иерей Павел Ямсков произнес проповедь:

«Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Святая Церковь, как любящая мать, заботится о нашем спасении и постепенно приготовляет нас к Великому посту. Первую подготовительную седмицу открывает воскресенье о мытаре и фарисее. Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии о двух состояниях верующих людей. Оба пришли в храм помолиться.

Фарисей не видел себя грешником, вставал везде на видном месте, хвалился своими добродетелями и выставлял их напоказ. Считая себя достойной личностью, искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом. Занимал лучшее место за обедом и собраниями, за молитвой, считая себя ближе к Богу. Фарисей молился сам в себе и благодарил Бога за то, что он не такой как другие грешники, замечая их рядом с собой, и перечислял свои «заслуги».

Мытарь же боялся войти в храм, стоял у входа, не мог поднять глаза и посмотреть вверх в святом месте, бил себя в грудь, осознавая себя тяжким грешником, и просил лишь милости у Бога.

Бог одинаково слушает пришедших к Нему разных людей, но обращает особое внимание на то, как молится каждый из них сам в себе. Что человек желает? Что у него на сердце? Какие мысли?

Таковы и наши молитвы. Внешне мы показываем, что молимся истинными словами, теми, которые поются и читаются за богослужением (а практически все эти слова исполнены покаяния); но что в это время говорит сердце, а не уста человека? Находится ли оно у нас в покаянии и сожалении о соделанных грехах? Переживаем ли мы всем сердцем все, что поется и читается? Или наше сердце и мысли далеко от этого? Даже если нам бывает не слышно и не понятно, что поют и читают, чем занято наше сердце? Бог обращает внимание на то, что у нас внутри, а не снаружи! Кого-то Он оправдывает и прощает, а кого-то отпускает ни с чем.

Эти молитвенные состояния, описанные в Евангелии, противоположны друг другу. Первое — молитва гордого человека, не приносящая плода, второе — молитва смиренного человека, осознавшего свое ничтожество, за что даруется оправдание Богом, и мытарь уходит помилованным. Молитва, милостыня, пост и любая добродетель приносят благодать и милость от Бога человеку только тогда, когда он все это делает со смирением и любовью. Пока мы не достигнем смирения — не получим награды за свои труды! Этому нам с вами необходимо научиться!

У нас зачастую бывает смешанное состояние на молитве, когда мы вроде бы считаем себя грешными, но при этом продолжаем осуждать окружающих, или просто думаем о ком-то плохо. И это происходит среди нас, верующих, прямо в храме. Чтобы мы победили в себе фарисейство, Церковь благословляет не поститься всю эту неделю, нет поста в среду и пятницу, чтобы нам смириться и нечем было хвалиться перед не постящимися людьми. Но всю неделю нам предлагается переживать состояние мытаря и произносить его молитву.

Нам предлагается молитва: «Боже, милостив буди мне грешному». Кто сам себя унижает и молится этой молитвой, будет возвышен Богом. Но горе нам, если мы повторяем эти слова только устами, забывая о сердечном сокрушении и страхе перед Богом, особенно когда мы подходим к святой Чаше. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить. В мире происходит то, что люди теряют чувство греха. Кажется, сегодня безумие мира уже достигло предела. Люди считают грех нормой жизни. Но святые отцы говорят, что мы не видим и тысячной доли зла, которое в мире, и точно также и тысячной доли любви Бога к миру. Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Никогда! Что никогда грех не будет сильнее милосердия. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло – пусть зверь уже кажется сорвавшимся с цепи – тем более Дух Божий ведет нас. Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных присутствие Духа. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20). Кающиеся грешники призываются войти в славу Христа, ибо, как никогда, приближается Царство Небесное.

По мере духовного приближения человека к Богу, он осознает свое ничтожество все больше и больше и видит в себе все больше и больше грехов, и ощущает в себе все большее недостоинство быть рядом с Творцом. И не нашли бы мы сами в себе сил приблизится к Богу и оставаться рядом, если бы не помогала Его благодать. И лишь человек по-настоящему любящий Бога, укрепляемый Его благодатью, находясь в постоянном смирении, может всегда приближаться к Святому Отцу Небесному. Сначала в страхе и трепете. И так, постепенно приближаясь, становиться сынами, дочерями, наследниками и наследницами вечной и блаженной жизни у любящего нас Бога. Чего искренне вам желаем!

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь».  

После Литургии была отслужена заупокойная лития за всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Источник: Официальный сайт Воскресенского подворья


9 Февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

20 февраля 2020 г. (7 февраля ст. ст.)

Прп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Прп. Луки Елладского (ок. 946). Мчч. 1003 Никомидийских (303). Сщмч. Александра Талызина пресвитера (1938); сщмч. Алексия Троицкого пресвитера (1942). День кончины архимандрита Кирилла (Павлова) (2017).
17:00 Всенощное бдение

Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...