На Воскресенском подворье Лавры прошел молебен на новолетие


В последний день уходящего года во многих храмах Русской Православной Церкви проходят молебны на новолетие. И на Воскресенском подворье Троице-Сергиевой Лавры в преддверии гражданского Нового года, 31 декабря, после вечернего богослужения настоятель подворья иеромонах Гурий (Гусев) в сослужении клириков совершил молебное пение на новолетие.

Перед молебном отец Гурий обратился к собравшимся с пастырским словом:

«Братия и сестры! В очередной раз мы сегодня совершаем ежегодный молебен в новолетие. Каждый год мы переживаем в своей жизни новолетие. Новолетие, или, по-простому, Новый год, праздновалось в разные времена в разных странах в разное время года. На Руси были мартовский год, сентябрьский, январский. В разные исторические эпохи появлялись разные календарные стили: западный — Григорианский, восточный — Юлианский. Все это вносило некоторое смущение, какие-то разногласия, особенно было тяжело историкам, которые потом сталкивались с историческими неточностями при исследовании тех или иных событий. Так или иначе, несмотря на эту путаницу, календарный год — это невидимая такая ежегодная отметка жизни каждого человека. Она никак не заметна в нашей жизни, мы не можем этого ощутить. Времена года меняются, изменяются богослужения, но в этот день заведено совершать молебное пение, потому что в молитве мы благодарим Бога, обращаемся к Нему, просим благословения на предстоящий год и, конечно же, подводим итог уходящего года. Это некий предел, который переводит нас символически, незримо на новый жизненный этап. Человек взрослеет, стареет, младенцы возрастают, обучаются… Жизнь продолжается.


Оглядываясь на ушедший год, всегда необходимо ставить перед собой очень важный вопрос: принес ли этот ушедший год для нашей души что-либо, что-то для нашего спасения? Можно выстроить дом, успеть навести порядок в своих делах, получить образование, но не хватит иногда, кажется, целой жизни, чтобы примириться с человеком, с которым находишься во вражде. Кажется, так тяжело пойти навстречу, сломать себя, заставить себя изменить что-то в себе, измениться к лучшему, изменить свою жизнь. Этот молебен — то самое событие в году, когда мы подводим итог, или укоряя себя, или, может быть, благодаря Бога за то, что что-то получилось. Так или иначе это ступенька нашего духовного роста, на которую надо обратить внимание.

Святой Иоанн Златоуст, великий проповедник древности, как и всегда, употребляет для проповеди слова, отточенные как острая бритва. У него была очень хорошая фраза, он назвал сегодняшний праздник, который празднуется в миру – там, за стенами храма – очень емким и таким страшным и неприятным названием – он назвал мирское новогодние празднование «дьявольской всенощной»! Вот как он остро и тонко именовал то, что происходит в миру в эту ночь. Знаете, братья и сестры, все время перед нами встает вопрос: важное событие — Новый год, подведение итогов… праздновать или не праздновать, как себя вести? Этот вопрос волнует любого человека, который заботится о своей духовной жизни, переживает, как отметить этот день, чтобы не навредить душе. Приглашать ли своих близких? Собираться ли за праздничным столом? Поздравлять ли? Говорить ли вообще об этом?

Святитель Иоанн Златоуст приводит слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Сами, братья и сестры, взвесьте, положите на весы своей совести то, что будете делать сегодня и всегда: принесет ли это пользу душе, будет ли это во славу Божию? Взвешивайте этими духовными весами все свои поступки, и пусть вас не смущают вопросы, на которые на самом деле давно уже получены ответы в Священном Писании, в святоотеческом предании, которые учат нас, как жить.

Совершая все во славу Божию, будем благодарить Бога, просить благословения на предстоящий год. И помолимся теперь о том, чтобы Господь благословил венец наступающего лета благостию Своею!»



1 Января 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

2 октября 2020 г. (19 сентября ст. ст.)

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Прп. Алексия Зосимовского, духовника Зосимовой пустыни, приписанной к Троице-Сергиевой Лавре (1928). Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских, чудотворцев. Мч. Зосимы пустынника (IV). Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147). Сщмч. Константина Голубева пресвитера и с ним двух мучеников (1918); сщмч. Николая Искровского пресвитера (1919); сщмч. Константина Богословского пресвитера (1937); сщмч. Нила Смирнова пресвитера, прмц. Марии Мамонтовой-Шашиной (1938); сщмч. Никандра Гривского пресвитера (1939).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. МАНУИЛ, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, НИКАНДР; иером. ФИЛАРЕТ, АРИСТАРХ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ
Сергиевский Трапезный храм
06:30  Ранняя Литургия
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.