Отец Герасим, как началось Ваше увлечение керамикой?
По послушанию (улыбается). Хотя мое главное церковное послушание – это колокольня и богослужение. Про керамику я не знал толком и не думал о ней, пока в 2015 году эконом Лавры не поставил меня возглавлять керамическую мастерскую, в которой тогда было всего лишь три человека. Но что это за руководитель, который не знает, чем он занимается? Я стал учиться. Вначале у нашего единственного на тот момент лаврского гончара. Потом владыка Феогност благословил меня пройти курсы в Ярославле у потомственного ярославского гончара Алексея Золотова. Именно у него я научился основам.
Учеба давалась легко?
Не совсем. Руки долго привыкали, набирали силу. Потом я учился центровать. Без центровки кусок будет бить на круге, и ничего не получится. Только через три-четыре месяца у меня стало получаться.
А как же это получается у людей, которые приходят в гончарную мастерскую на мастер-классы?
С помощью мастера, конечно. С первого раза такие вещи не делаются.
Можете рассказать про саму гончарную технологию. В чем она заключается?
Есть разные техники работы с глиной. Можно работать на гончарном круге, лепить руками, можно делать изделия способом литья. Можно резать по глине или прорезать ее насквозь, как я делаю последнее время. Что глина выдержит, позволит, то и можно делать.
А какая бывает глина?
Вообще нужно понимать, что не любая глина подходит для лепки. Глина должна быть пластичной и довольно жирной, чтобы не ломаться на сгибе. А так глина различается по цвету и по температуре обжига. Красная глина самая низкотемпературная, обжигается при 980 градусах. Белая глина – при температуре 1100 градусов, черная испанская глина - 1240 градусов, фарфор при 1300 градусах. Соответственно, чем выше температурный обжиг глины, тем прочнее и крепче получается изделие. И цена такой глины, конечно, тоже выше.
Материал мы используем в основном гжельский. Это керамические массы Донбасса. В Славянске есть предприятие, которое в карьерах добывает и перерабатывает глину, брикетирует ее и распространяет, в том числе в России. Продается она в готовом виде: отрезал, сколько нужно взвесил, и положил на круг. Используем также иностранные материалы: немецкие, французские, испанские.
А с какой глиной Вы работаете на мастер-классах?
С самой дешевой красной глиной, в основном. С белой реже. Зарубежные керамические массы слишком дорогие для таких целей.
Что происходит с изделиями после того, как их слепили?
На стадии высыхания изделие держит форму, но глина еще мягкая и податливая. В это время изделие украшают резьбой, ставят штампики, наносят узоры или просто срезают кусочки по задумке. Затем все острые углы затираются мокрой губкой, и изделие идет на обжиг. Причем температура первого обжига должна быть не выше 1000 градусов, чтобы изделие можно было глазуровать. Если изделие пережечь, то оно стекленеет, водопоглощение снижается, и поэтому глазурь плохо держится потом, при нанесении на поверхности такого изделия.
А изделие во время обжига может треснуть?
Это выявляется на стадии высыхания. Если изделие не треснуло, пока сохло, то оно не треснет и при обжиге. Если треснуло при высыхании, то изделие потеряно. Маленькую, несквозную трещинку можно спасти уксусом. Он вступает в реакцию с глиной, «рана» пузырится и «зарастает».
В сушке изделий есть свои секреты. Например, белая испанская глина очень капризная, поэтому ее надо сушить осторожно. Внутри пластикового короба влага распределяется по всему изделию равномерно, и высыхание происходит равномерно, постепенно. А если оставить изделие на открытом воздухе, то быстрее всего будут сохнуть тонкие части: верхушка, ручка. Возникнет напряжение, и некоторые элементы могут лопнуть и отвалиться.
А что такое глазурь?
Глазурь (по-простому) – это смесь молотого стекла, воды, цветного пигмента и стабилизатора, чтобы не оседала эта смесь. Готовят глазурь следующим образом. Стекло нагревают, а потом резко охлаждают, из-за чего оно лопается на мелкие кусочки. После этого огромные трехметровые мельницы перемалывают стекло в мельчайшую пыль. Затем просеивают и добавляют какой-нибудь цветной пигмент. Глазурую я краскопультом: распыляю глазурь на изделия с помощью компрессора и пистолета. Только важно учитывать, что есть разные по температуре плавления пигменты. Неправильно подобранные пигменты в глазури могут потерять цвет при высокоградусном обжиге.
В магазине мастерских Лавры есть монохромные коричневые изделия. Это какая-то особенная глазурь?
Нет. Такие изделия прошли обжиг с молоком. Это древняя техника декорирования, которая использовалась до появления глазури. Посуду окунали в жирное молоко, изделие напитывалось им, и при 400 градусах делался молочный обжиг. Молочный обжиг делает посуду водонепроницаемой. Сама по себе структура керамики пористая, и если в обожженный горшок налить воды, она будет просачиваться. А молоко внутри этих пор, сгорая, закупоривает их, и такая керамика не пропускает воду.
Глазурь не вредна для здоровья?
При глазуровании необходимо соблюдать технику безопасности, потому что жидкие глазури могут содержать вредные вещества. После обжига глазурь безопасна. В нашей керамике используется, так называемая, пищевая глазурь, не выделяющая вредных веществ при использовании.
А само гончарное дело не опасно? Тяжело все время сидеть в согнутом состоянии...
На самом деле, нет. Я разминаюсь, приседаю. Другие гончары тоже так делают. Нужно просто следить за своим здоровьем.
Сколько изделий гончар делает за день?
Все по-разному. Это зависит от сложности, от размеров. Простые тарелки делаются за 5 минут: кусок глины центруется, раскатывается, загибается бортик. Горшки делаются, наверное, полчаса. Чайник – пару часов.
А как Вы украшаете изделия?
Ручная работа – это всегда проект и идеи. У каждого гончара свой почерк, у каждого свои «изюминки». Кто-то делает спиральку на донышке. Кто-то прорезает донышко каким-то своим особым узором. У всех свои клейма.
Резные узоры, которые украшают нашу посуду, мы делаем при помощи скалок для печенья. Мы их заказали в интернете и стали использовать для керамики. Есть много тематических скалок для Пасхи, Рождества, других праздников.
Круговые узоры я делаю при помощи... пластиковых карточек «Пятерочки». Вырезаю разнообразные зубчики, рельефы.
А есть японская техника «нерияги». Берутся два куска белой и красной глины. Потом, при работе на гончарном круге, куски смешиваются, и получаются бело-красные узоры. Каждое изделие получается неповторимым.
Вообще, видов декорирования бесконечно много. И любой гончар ищет себя в керамике, ищет свой материал, свою технику. И когда мастер находит себя, он становится профессионалом своего узкого направления. Есть и универсалы, но их меньшинство, в основном, каждый находит себе какую-то нишу.
Вы нашли свою нишу?
Нет, я пока что ищу. Пробую резать и вырезать, испытываю разные виды глазури. Сейчас много всяких социальных сетей: Ярмарка мастеров, Pinterest, Инстаграм. Там я черпал свои идеи: смотрел, как работают мастера, и повторял за ними, а потом уже пытался придумать что-то свое.
За годы Вашего руководства мастерская изменилась?
Да, дело потихоньку движется. Появляются новые люди, новые мастер-классы. Бывало даже так: люди, которые сначала обучались у нас полный курс, потом помогали нам проводить мастер-классы. А некоторые наши ученики сами делают керамику.
У вас разработан целый курс?
Да. В нем нет ничего сложного: научить человека центровать и делать цилиндр.
А сколько в курсе занятий?
Минимум пять. Делается много небольших кусочков глины, примерно с ладошку занимающегося. И их по очереди кидают на круг, выравнивают, центруют. Специально разбивают и опять центруют, снимают и центруют новый кусок. У человека таким образом вырабатывается навык. Он уже знает алгоритм. И постепенно он достигает каких-то минимальных познаний и опыта. Как говорится, «хочешь научиться гончарить – гончарь».
Когда приходишь в лаврский магазин, керамика завораживает. Особенно когда ее много и она цветная.
Да, керамика действительно завораживает, но хотелось бы сделать что-то особенное, эксклюзивное и узнаваемое, лаврское. Можно сказать, что нечто подобное уже сформировалось в нашей керамике, но всё же это не совсем то, что видится.
Зато есть место для развития и прогресса...
Дай Бог, чтобы так и было.
Пресс-служба ТСЛ
Фотогалерея
Расписание богослужений
ЭКСКУРСИИ
РестораныКафе
Интернет магазин
Храмы и соборы
Мастер-классы
Мастерские
Какдобраться