«Хочешь научиться гончарить – гончарь»: интервью с руководителем керамической мастерской

28 мая 2019
3897

Отец Герасим,  как началось Ваше увлечение керамикой?


По послушанию (улыбается). Хотя мое главное церковное послушание – это колокольня и богослужение. Про керамику я не знал толком и не думал о ней, пока в 2015 году эконом Лавры не поставил меня возглавлять керамическую мастерскую, в которой тогда было всего лишь три человека. Но что это за руководитель, который не знает, чем он занимается? Я стал учиться. Вначале у нашего единственного на тот момент лаврского гончара. Потом владыка Феогност благословил меня пройти курсы в Ярославле у потомственного ярославского гончара Алексея Золотова. Именно у него я научился основам.



Учеба давалась легко?


Не совсем. Руки долго привыкали, набирали силу. Потом я учился центровать. Без центровки кусок будет бить на круге, и ничего не получится. Только через три-четыре месяца у меня стало получаться.


А как же это получается у людей, которые приходят в гончарную мастерскую на мастер-классы?


С помощью мастера, конечно. С первого раза такие вещи не делаются.


Можете рассказать про саму гончарную технологию. В чем она заключается?


Есть разные техники работы с глиной. Можно работать на гончарном круге,  лепить руками, можно делать изделия способом литья. Можно резать по глине или прорезать ее насквозь, как я делаю последнее время. Что глина выдержит, позволит, то и можно делать.



А какая бывает глина?


Вообще нужно понимать, что не любая глина подходит для лепки. Глина должна быть пластичной и довольно жирной,  чтобы не ломаться на сгибе. А так глина различается по цвету и по температуре обжига. Красная глина самая низкотемпературная, обжигается при 980 градусах. Белая глина – при температуре 1100 градусов, черная испанская глина - 1240 градусов, фарфор при 1300 градусах. Соответственно, чем выше температурный обжиг глины, тем прочнее и крепче получается изделие. И цена такой глины, конечно, тоже выше.

Материал мы используем в основном гжельский. Это керамические массы Донбасса. В Славянске есть предприятие, которое в карьерах добывает и перерабатывает глину, брикетирует ее и распространяет, в том числе в России. Продается она в готовом виде: отрезал, сколько нужно взвесил, и положил на круг. Используем также иностранные материалы: немецкие, французские, испанские.


А с какой глиной Вы работаете на мастер-классах?


С самой дешевой красной глиной, в основном. С белой реже. Зарубежные керамические массы слишком дорогие для таких целей.



Что происходит с изделиями после того, как их слепили?


На стадии высыхания изделие держит форму, но глина еще мягкая и податливая. В это время изделие украшают резьбой, ставят штампики, наносят узоры или просто срезают кусочки по задумке. Затем все острые углы затираются мокрой губкой, и изделие идет на обжиг. Причем температура первого обжига должна быть не выше 1000 градусов, чтобы изделие можно было глазуровать. Если изделие пережечь, то оно стекленеет, водопоглощение снижается, и поэтому глазурь плохо держится потом, при нанесении на поверхности такого изделия.


А изделие во время обжига может треснуть?


Это выявляется на стадии высыхания. Если изделие не треснуло, пока сохло, то оно не треснет и при обжиге. Если треснуло при высыхании, то изделие потеряно. Маленькую, несквозную трещинку можно спасти уксусом. Он вступает в реакцию с глиной, «рана» пузырится и «зарастает».


В сушке изделий есть свои секреты. Например, белая испанская глина очень капризная, поэтому ее надо сушить осторожно. Внутри пластикового короба влага распределяется по всему изделию равномерно, и высыхание происходит равномерно, постепенно. А если оставить изделие на открытом воздухе, то быстрее всего будут сохнуть тонкие части: верхушка, ручка. Возникнет напряжение, и некоторые элементы могут лопнуть и отвалиться.



А что такое глазурь?


Глазурь (по-простому) – это смесь молотого стекла, воды, цветного пигмента и стабилизатора, чтобы не оседала эта смесь. Готовят глазурь следующим образом. Стекло нагревают, а потом резко охлаждают, из-за чего оно лопается на мелкие кусочки. После этого огромные трехметровые мельницы перемалывают стекло в мельчайшую пыль. Затем просеивают и добавляют какой-нибудь цветной пигмент. Глазурую я краскопультом: распыляю глазурь на изделия с помощью компрессора и пистолета. Только важно учитывать, что есть разные по температуре плавления пигменты. Неправильно подобранные пигменты в глазури могут потерять цвет при высокоградусном обжиге.



В магазине мастерских Лавры есть монохромные коричневые изделия. Это какая-то особенная глазурь?


Нет. Такие изделия прошли обжиг с молоком. Это древняя техника декорирования, которая использовалась до появления глазури. Посуду окунали в жирное молоко, изделие напитывалось им, и при 400 градусах делался молочный обжиг. Молочный обжиг делает посуду водонепроницаемой. Сама по себе структура керамики пористая, и если в обожженный горшок налить воды, она будет просачиваться. А молоко внутри этих пор, сгорая, закупоривает их, и такая керамика не пропускает воду.


Глазурь не вредна для здоровья?


При глазуровании необходимо соблюдать технику безопасности, потому что жидкие глазури могут содержать вредные вещества. После обжига глазурь безопасна. В нашей керамике используется, так называемая, пищевая глазурь, не выделяющая вредных веществ при использовании.



А само гончарное дело не опасно? Тяжело все время сидеть в согнутом состоянии...


На самом деле, нет. Я разминаюсь, приседаю. Другие гончары тоже так делают. Нужно просто следить за своим здоровьем.


Сколько изделий гончар делает за день?


Все по-разному. Это зависит от сложности, от размеров. Простые тарелки делаются за 5 минут: кусок глины центруется, раскатывается, загибается бортик. Горшки делаются, наверное, полчаса. Чайник – пару часов.


А как Вы украшаете изделия?


Ручная работа – это всегда проект и идеи. У каждого гончара свой почерк, у каждого свои «изюминки». Кто-то делает спиральку на донышке. Кто-то прорезает донышко каким-то своим особым узором. У всех свои клейма.


Резные узоры, которые украшают нашу посуду, мы делаем при помощи скалок для печенья. Мы их заказали в интернете и стали использовать для керамики. Есть много тематических скалок для Пасхи, Рождества, других праздников.


Круговые узоры я делаю при помощи... пластиковых карточек «Пятерочки». Вырезаю разнообразные зубчики, рельефы.


А есть японская техника «нерияги». Берутся два куска белой и красной глины. Потом, при работе на гончарном круге, куски смешиваются, и получаются бело-красные узоры. Каждое изделие получается неповторимым.


Вообще, видов декорирования бесконечно много. И любой гончар ищет себя в керамике, ищет свой материал, свою технику. И когда мастер находит себя, он становится профессионалом своего узкого направления. Есть и универсалы, но их меньшинство, в основном, каждый находит себе какую-то нишу.



Вы нашли свою нишу?


Нет, я пока что ищу. Пробую резать и вырезать, испытываю разные виды глазури. Сейчас много всяких социальных сетей: Ярмарка мастеров, Pinterest, Инстаграм. Там я черпал свои идеи: смотрел, как работают мастера, и повторял за ними, а потом уже пытался придумать что-то свое.


За годы Вашего руководства мастерская изменилась?


Да, дело потихоньку движется. Появляются новые люди, новые мастер-классы. Бывало даже так: люди, которые сначала обучались у нас полный курс, потом помогали нам проводить мастер-классы. А некоторые наши ученики сами делают керамику.


У вас разработан целый курс?


Да. В нем нет ничего сложного: научить человека центровать и делать цилиндр.



А сколько в курсе занятий?


Минимум пять. Делается много небольших кусочков глины, примерно с ладошку занимающегося. И их по очереди кидают на круг, выравнивают, центруют. Специально разбивают и опять центруют, снимают и центруют новый кусок. У человека таким образом вырабатывается навык. Он уже знает алгоритм. И постепенно он достигает каких-то минимальных познаний и опыта. Как говорится, «хочешь научиться гончарить гончарь».


Когда приходишь в лаврский магазин, керамика завораживает. Особенно когда ее много и она цветная.


Да, керамика действительно завораживает, но хотелось бы сделать что-то особенное, эксклюзивное и узнаваемое, лаврское. Можно сказать, что нечто подобное уже сформировалось в нашей керамике, но всё же это не совсем то, что видится.


Зато есть место для развития и прогресса...


Дай Бог, чтобы так и было.


Пресс-служба ТСЛ


Фотогалерея

Расписание богослужений

29
Март
Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского
Мч. Сави́на (287). Мч. Папы (305–311). Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, папы Римского (119). Мч. Иулиана Аназа́рвского (305–311). Сщмчч. Трофима и Фа́ла, пресвитеров Лаодики́йских (ок. 300).
05:30
Братский молебен
06:00
Исповедь первая смена
06:00
Утреннее полиелейное богослужение. Литургия Преждеосвященных Даров
08:00
Исповедь вторая смена
16:45
Вечернее богослужение
30
Март
Поминовение усопших. Прп. Алексия, человека Божия.
05:00
Исповедь первая смена
05:30
Ранняя Литургия
06:30
Средняя Литургия
07:30
Исповедь вторая смена
08:30
Поздняя Литургия
17:00
Всенощное бдение с литией
29 марта
2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Март
Апрель
29 марта
2024
Выберите дату