Гончары Лавры сохраняют традиции древнего ремесла

16 декабря 2018
2466

И сошёл я в дом горшечника,

и вот, он работал

на кружале (Иер.18:3)



На Руси гончарное дело появилось задолго до образования государства. Это древнее ремесло всегда считалось почетным, а труд мастеров ценили и уважали. В IX веке на юге Руси появился гончарный круг. С этого времени не только женщины, но и мужчины начали изготавливать глиняные изделия.


Вскоре гончарство распространилось в городах и из ремесла  превратилось в искусство. Появились мастерские со своим фирменным стилем, которые кроме посуды и необходимых вещей для быта делали игрушки, украшения, элементы декора.


В XXI веке, в эпоху пластика и конвейерного производства, интерес к гончарному искусству не утрачен, а ручная работа по-прежнему ценится и по-прежнему требует труда и терпения.



Одним из центров хранения древнего ремесла является Троице-Сергиева лавра. Здесь с 2002 года открыта гончарная мастерская, где делают кружки, салатницы, тарелки, чайники, игрушки и много-много разнообразных изделий.


В лаврской гончарной мастерской спокойная и творческая атмосфера. Здесь каждый занят своим делом. Здесь творят, лепят, крутят, обжигают, рисуют. Здесь из богатых даров земли рождаются искусные изделия, которые позже отправятся в дома к людям и принесут туда с собой частицу Лавры.


Евгений Полечук по образованию - строитель, работал электриком. Однажды он побывал на фестивале филимоновской игрушки. Гончарное дело настолько его впечатлило, что он оставил свою работу и занялся древним ремеслом. Сейчас вместе с супругой он работает в мастерской.



Гончар берет комок глины, взвешивает, отрезает нужную массу. Вес определяет объем будущего изделия. Потом он отминает глину, чтобы выгнать воздух, делает шар и начинает гончарить на круге.


Первый этап работы на круге – это центровка. Глина превращается в ровную лепешку. Затем гончар делает отверстие, задает толщину и диаметр, измеряет глубину, формирует дно и толщину стенок. «А после этого мы начинаем творить волшебство», – с улыбкой говорит Евгений. Он плавно поднимает стенки сосуда, придает ему форму и высоту. Гончар внимателен и спокоен. Если он поспешит – придется переделывать заново. Его спокойствию подчиняется изделие, которое плавно вращается и приобретает самобытность.



Так из комка глины получается горшок, который отправляется на полку до следующего дня. Потом его нужно доделать: обработать, дооформить и оставить на 2-3 дня сушиться при комнатной температуре.


За день Евгений может сделать 60 таких горшков, а за два дня –  40 кружек. Кружки требуют больше внимания. У них «ушки».


Александр Баклашов – электрик, работал помощником машиниста электропоезда. Однажды он увидел, как трудятся гончары. Заинтересовался, попробовал и освоил ремесло. Уверен, что гончарами работают люди, которые любят свою работу. То, как он бережно зачищает кувшин, аккуратно ставит клеймо ТСЛ и свои инициалы, не оставляет сомнений в его словах.



В мастерской работают и те, чье образование связано с искусством. Геннадий Богатов – скульптор. 30 лет он занимается керамикой. Сейчас он лепит изделия большой формы, которые нельзя сделать на круге. Из шамота (глины с мелкими частицами обожженной керамики) мастер делает длинные кусочки, выкладывает по кругу и придает форму. Так, ярус за ярусом, небольшими движениями создаются большие массивные вазы, кувшины, горшки.



Из рук мастера изделия попадают в печку на 8-12 часов. Температура набирается постепенно, чтобы сначала ушла влага, потом органические вещества, а при самой высокой температуре спекается уже сам черепок.


Для разных видов изделия – разный градусный режим. Красная и белая глина – низкотемпературные, обжигаются при 1000-1050 градусов, полуфарфор – 1200-1250, фарфор – 1300 и выше.



После первого обжига начинается этап «преображения» изделий. Некоторую посуду окунают в молоко или масло. Молочение – древнейший способ обработки глиняных изделий. Молоко закрывает поры, чтобы вода не попала в глину. После такой обработки, при вторичном обжиге кувшин приобретает насыщенные оттенки коричневого цвета.


Часть продукции переходит в руки к Ольге Листопад. Каждому изделию она придает свой характер – обрабатывает глазурью, подбирает цвет, оттенок. Ольга создает цветочное настроение тем, у кого в руках окажутся эти тарелки или кружки.



Некоторые изделия проходят через мастерскую художников. Здесь украшают рисунками посуду, игрушки, предметы декора. Подбирают рисунки и цвет, копируют или создают. Ольга Колесникова, художник по образованию, работает в технике «надглазурной росписи». Она расписывает уже готовые глазурованные керамические изделия.


А Игорь Гацилюк занимается майоликовой росписью по сырой глазури. К слову, он переводчик английского и французского языка, но когда-то в Португалии заинтересовался живописью на кафельных плитках. Четыре года он прожил там и учился расписывать. Всем, что приобрел и узнал, захотел поделиться. Так оказался в Лавре.



Путешествие керамических изделий через витрины магазинов заканчивается на кухнях и в гостиных людей, которые ценят и понимают уникальность каждой тарелочки, кувшина, подсвечника. Радостно, что в век технологий есть те, кто творят своими руками, хранят древние традиции и передают их следующему поколению.


Материал подготовила Татьяна Денисюк (МДА)


Фотогалерея

Расписание богослужений

18
Апрель
Четверток Великого канона.
Мчч. Агафопо́да диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пупли́я Египетского (IV). Прпп. Фео́ны, Симеона и Форви́на (IV). Прп. Марка Афинского, Фра́ческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931).
19
Апрель
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского
05:30
Братский молебен
06:00
Исповедь первая смена
06:00
Утреннее богослужение. Литургия Преждеосвященных Даров
08:00
Исповедь вторая смена
16:45
Вечернее богослужение
18 апреля
2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Март
Апрель
Май
18 апреля
2024
Выберите дату