Епископ Сергиево-Посадский Парамон и архиепископ Каширский Феогност совершили совместную Литургию


2 февраля в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре прошли воскресные богослужения, посвященные святому Евфимию Великому.

Многие святые отцы, удаляясь от мира в пустыни, леса и горы, мечтали пребывать в безвестности и молитве до последних дней своей жизни. Со временем их находили люди, которые так же, как и они сами, желали безмолвия и монашеской жизни. Так вокруг прежде безлюдных мест появлялись первые монастыри и лавры. Одним из великих подвижников V века был святой преподобный Евфимий Великий, который основал лавру в Палестинской пустыне.


Святой Евфимий всю свою жизнь горячо отстаивал чистоту Православной веры и принял участие в III и IV Вселенских Соборах. За свою подвижническую жизнь и неотступное исповедничество веры Церковь именовала его Великим и прославила в лике святых.

2 февраля, в день памяти преподобного Евфимия Великого, епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, совершили совместную Литургию в Троицком соборе Лавры. Накануне в Успенском соборе Лавры митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий совершил всенощное бдение.


После причащения верующих со словом проповеди к собравшимся обратился архиепископ Каширский Феогност:

«Апостольские Послания обращены к Титу, Тимофею, Коринфянам, Галатам, но уже давно нет ни галатов, ни коринфян. Эти Послания обращены к нам, к каждому из нас, и мы должны их читать так, как будто они написаны не для Тимофея или Коринфян, а для нас самих. Ибо апостол Павел обращался к каждому человеку вне зависимости от того, в какое время он жил. Нужно со вниманием прочитывать то, что написано в этих Посланиях. Например, в сегодняшнем Послании (1 Тим. 4, 9–15) уже небольшая строчка: "не неради...", т. е. не пренебрегай, трудись "о своем даровании, живущем в тебе", заслуживает огромного внимания.


Каждому человеку Господь дал свой дар, но не каждый человек этот дар использует. Чаще люди завидуют дару, который есть у ближнего, а своим даром, который дал Господь, пренебрегают. Потому апостол Павел говорит: не пренебрегай своим даром, "живущим в тебе". 

Когда мы пренебрегаем этим даром, мы, называя себя верующими, отвергаем дар Бога, а с тем и возможность делания добрых дел, которую нам дает Господь. Когда мы пренебрегаем этим даром, мы подобны богачу из притчи, который накопил многое богатство и построил огромные амбары только для себя, и таким образом пренебрег Божиим даром, на что ему было сказано: Безумный, завтра умрешь! Кому все это оставишь? (см. Лк. 12, 16–21). 

Нужно всегда помнить, что дар, который нам дал Господь, необходимо возгревать каждодневно. В этом наше благословение. Именно об этом сказано в притче о талантах (см. Мф. 25, 14–30), когда одному слуге господин дал один талант, другому – три, а третьему – пять талантов. Тот, кто приумножил таланты, возгревал дар, данный ему от Господина, получил еще больше. 

Не бывает больших и малых даров – все дары великие. Просто есть люди, которые приумножают дар, а есть те, кто не приумножает. Есть те, кто благодарит Бога, радуется и одаривает своим даром людей, а есть те, кто забывает, уходит в обиду, в зависть и прочие комплексы, которые разрушают человека.

В свое время, когда я неоднократно служил в доме слепоглухих и общался с преподавателями и детьми, я поражался, что даже тем, кто слепоглухонемой, Господь даровал какой-то дар. Те, кто смог его развить, обладали какой-то красотой, непонятной нам силой.


Имея такой пример перед глазами, зрячий, слышащий и говорящий человек может порадоваться тому, что может свободно обладать этими дарами. И может устыдиться, поскольку, обладая ими, не приумножает их, нерадит о том даре, который дал Господь. 

Все Евангелие именно в этом – в приумножении дара, который нам дал Господь, и в тех словах апостола Павла, обращенных к Тимофею: "Не неради о своем даровании, живущем в тебе...". 

Дай Бог нам каждому дар приумножить. Не пренебречь, не оскорбить своим пренебрежением Бога, Который одарил нас всех во всей полноте и с полной любовью. То, что мы не видим, не слышим и не понимаем, это наша вина, потому что самое главное в жизни – понять то, для чего мы живем, найти дар и приумножить его, пройти до конца свой жизненный путь, сделать то, что мы должны сделать, и, уходя с земли, возблагодарить Бога за то, что Господь дал жизнь и дал возможность приумножить Его дары. Ведь в том веке нас спросят только об одном: прошел ли ты свой путь? Сделал ли ты то, что должен был сделать? Насколько ты приумножил дар, который был дан тебе? И как ты щедро поделился этим даром с ближними? 

Да поможет нам Господь в этом простом, ясном и благословенном делании. Аминь». 

Справка:

Всенощное бдение в Успенском соборе Лавры совершил митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий в сослужении братии обители в священном сане.

На богослужении пели братский хор Лавры под управлением чтеца Андрея Воронко и 1-й академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Божественную литургию в Троицком соборе Лавры совершили архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, и епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

На Литургии пел знаменный хор Лавры под управлением иеромонаха Зиновия (Бубякина).



2 Февраля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

20 февраля 2020 г. (7 февраля ст. ст.)

Прп. Парфения, еп. Лампсакийского (IV). Прп. Луки Елладского (ок. 946). Мчч. 1003 Никомидийских (303). Сщмч. Александра Талызина пресвитера (1938); сщмч. Алексия Троицкого пресвитера (1942). День кончины архимандрита Кирилла (Павлова) (2017).
17:00 Всенощное бдение

Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...