Епископ Парамон совершил Божественную литургию в Неделю апостола Фомы в Радонеже

Епископ Парамон совершил Божественную литургию в Неделю апостола Фомы в Радонеже

Ныне Церковь провозвещает благую весть – Господь явился Своим ученикам и окончательно развеял их сомнения в Своем Воскресении. Евангелие открывает нам имя апостола, который с момента Христова Воскресения еще не видел Христа. Это был апостол Фома. Он терзался сомнениями, когда прочие ученики Спасителя и жены рассказывали, что своими глазами видели Господа:

«Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоз­дин­ныя, и вложу перста мо­его в язвы гвоз­дин­ныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры» (Ин. 20:25).

И Господь явился для уверения Фомы. Через это нам приоткрывается тайна всеобщего Воскресения, и мы вновь исполняемся пасхальной радости.

5 мая епископ Сергиево-Посадский Парамон совершил Божественную литургию на лаврском подворье в селе Радонеж. Ему сослужил собор духовенства, в который вошел и настоятель подворья иеромонах Роман (Шубенкин).

Поле Литургии епископ Парамон обратился с проповедью к прихожанам храма:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляем вас с праздником – воскресным днем, Антипасхой и днем памяти апостола Фомы!

В этот день Христова Церковь особо чтит апостола Фому, хотя в народе про него и говорят: "Фома неверующий". Неверие этого Фомы, которого мы ныне вспоминаем, привело очень многих сомневающихся людей к вере. Тех, кто сомневался, но никак не мог задать вопрос Спасителю. После того, как Он воскрес, апостолы удивлялись, понимали, что это действительно Господь, но Его проповедь немного изменилась. Он не Тот, Который был до Распятия, а Тот, Которым Он стал после Воскресения. Каким же Он стал?

Он преобразился. То есть, Он стал другим – Его плоть изменилась. Изменилась настолько, что Он стал проходить даже через закрытые двери. Для Него не стало пространства, которое Он не смог бы преодолеть. И Он уже преодолевал такие расстояния вмиг, которые обычный человек, такой же как мы, преодолеть не может. Свойства Его человеческой природы изменились.

Свидетелями всему этому были апостолы. Но каждый из них, наверное, носил в сердце некое сомнение. И вот, апостолу Фоме рассказывают о Воскресении Учителя. Но он не был неверующим. Когда Господь проповедовал перед тем, как идти к Лазарю Четверодневному, и прежде, чем приблизиться к Иерусалиму, апостол Фома воззвал: пойдем со Христом и умрем вместе с Ним (ср. Ин. 11:16). Он говорил, что разделит участь своего Учителя. То есть, он Ему настолько доверял, настолько был Ему верен, что был готов разделить одну с Ним участь. То есть принять смерть вместе с Ним. И тут, после Воскресения, когда Фоме рассказывали о Воскресении Спасителя, он говорил: пока Его не увижу, пока персты свои не вложу в раны Его, то не буду иметь веры (ср. Ин. 20:25).

Когда Господь явился Своим ученикам первый раз, то были собраны все апостолы, кроме Фомы. И тогда Господь снова является к Своим ученикам. И, обращаясь уже к Фоме, говорит, чтобы он пришел и вложил свои персты в язвы Его, и вложил свою руку в Его ребра, и тогда он, даже еще не касаясь Самого Господа своими руками, воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" (Ин. 20:28).

Это значит, что Фома, видя Господа, не то чтобы уверовал, но еще раз засвидетельствовал перед всеми, что это был именно Тот Господь, Который проповедовал до Голгофы, до этого славного Воскресения.

И, таким образом, это неверие Фомы полностью развеяло неверие многих людей, которые станут жить и после него. Это было свидетельство несомненное, когда тело Воскресшего Господа можно было реально осязать, реально видеть то, что произошло и что произойдет с человеческой природой после Воскресения. Господь Своей жизнью для каждого из нас показывает тот путь, по которому мы должны пройти. Но какой этот путь?

Это путь любви. Любви не комфортной, а той, которая приходит в страданиях. Любви, которая приводит к Голгофе. Он обращает внимание на то, что каждый из нас, получивший таинство Крещения - погруженный в воду и умерший со Христом, – восстает в жизнь вечную. Принимающий таинство Крещения становится одним телом с Богом, одной природой с Ним. Но он должен в себе победить смерть. Он должен победить в себе зло. Каждый из нас, кто принял Святое Крещение, кто действительно стоит перед Богом должен вместе с Богом распять себя и для греха, чтобы жить в Боге. Жить для любви. Жить для жизни в Боге! И такая человеческая жизнь преображает нашу природу, и с Богом мы чувствуем спокойствие. Тогда мы не можем злиться, а стараемся потерпеть другого. Тогда наша жизнь и наше поведение преобразятся. И мы знаем, что те, кто угодили Богу, и те, кто с Ним жили, отличаются нетленностью даже по смерти. Та человеческая природа и то тело, которое действительно служит Богу не только душой, умом и помыслами, но всей своей природой, преображается.

И таких Божиих угодников в нашей Русской земле очень много. Один из них - преподобный Сергий Радонежский, который тоже показал путь смирения, путь скорби и путь подвига. Он до сих пор является источником вдохновения для всех нас. Это вот та вера – вера апостола Фомы, который, увидев и уверовав, меняет природу тех же самых учеников.

Пусть Господь молитвами святого апостола Фомы поможет и нам жить ради любви во Христе, жить ради того, чтобы исполнить Божию волю, вознестись к Нему уже на земле. Аминь».

Справка:

Православная Церковь стала отмечать праздник уверения апостола Фомы с IV века, а первые упоминания о празднике содержатся в «Апостольских постановлениях» 380 года.

Пресс-служба ТСЛ


Фотогалерея


5 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

21 июля 2019 г. (8 июля ст. ст.)

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Сщмчч. Феодора Распопова и Николая Брянцева пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).
16:45  Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор
17:00  Соборный молебен с акафистом преподобному Сергию
Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).