«Да будут все едины»: директор школы-интерната имени преподобного Сергия рассказала о новом проекте

28 сентября 2019
1432

В августе 2019 года школа-интернат имени преподобного Сергия запустила уникальный проект по реабилитации и профилактике «выгорания» приемных родителей: «Реконструкция приемной семьи». О том, что это за проект и в чем заключается его уникальность, рассказала Наталья Лепорская, директор частного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Школа-интернат имени преподобного Сергия».


Наталья Александровна, расскажите, что это за проект и почему вы решили им заняться?

Сегодня распространилась тенденция брать приемного ребенка в семью, и это здорово. Но сейчас все чаще и чаще детей возвращают.

Родители, к примеру, взяли полуторагодовалого ребенка. Прошли школу приемных родителей, прожили с этими ребенком восемь, девять лет. И когда ребенок вступил в пубертатный период, родители столкнулись с проблемой. Родители, особенно одинокие женщины, у которых по тем или иным причинам распалась семья, не понимают, что происходит с детьми, что нужно предпринять, чтобы семью сохранить, что сделать, чтобы проблемы исчезли. Тогда, конечно, на помощь приходят психологи, проводят разовые семинары, ограниченные по времени и платные. Поэтому о систематической постоянной помощи речи быть не может.

И тогда в самый кризисный момент возникает риск возврата ребенка. А это не просто травма для ребенка, это шок на всю жизнь. Получается, что в самое трудное время, когда дети не могут социализироваться, выстроить свои отношения со сверстниками и взрослыми, приемные родители, которым дети начали доверять за время жизни в семье, их бросают. По этой причине мы и решили запустить данный проект, чтобы предупредить возврат детей в приемные дома.

Как долго вы разрабатывали проект?

Мы работали над проектом почти полгода.

Вам уже приходилось работать с семьями в рамках вашего проекта «Реконструкция приемной семьи»?

Да, в августе этого года к нам приехала первая семья из Орехово-Зуево. Их было одиннадцать человек: родители, три кровных ребенка и шесть приемных детей. Когда мы начали вскрывать глубинные процессы, оказалось, что есть проблемы, которые отравляют жизнь всем членам семьи, потому что семья большая и дети разные.

Родители получили рекомендации и поняли, над чем необходимо работать. С ними занимались наши психологи, социальные педагоги, священники. Были проставлены реперные точки и обозначены проблемы, о которых родители даже и не подозревали. Это предупредит кризисные ситуации в будущем.

Планируется ли в ближайшее время приезд новых семей?

Сейчас у нас до конца года прописан график, когда и какие семьи к нам приезжают. Вчера, в понедельник, к нам заехала вторая семья. У них трое детей, но все трое взяты под опеку. Два маленьких ребенка с ограниченными возможностями и одна четырнадцатилетняя девочка - тоже достаточно сложный период.

Все ли семьи принимают вашу помощь и следует советам?

Бывают всякие ситуации. Случается так, что семья не допускает посторонних лиц вникнуть в суть их проблемы и помочь им от нее избавиться. В итоге у нас сейчас три ребенка, которых вернули в наше учреждение.

В чем уникальность вашего проекта?

Для родителей и ранее проводили специальные консультации с психологами, но чтобы вся семья целиком приехала в учреждение, чтобы с утра до вечера, на протяжении многих дней с ними бесплатно работали специалисты - такого в России практически нет.

Сколько же средств необходимо, чтобы все это организовывать?

Нужно отдать должное нашему учредителю – Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, потому что финансирование этого проекта полностью легло на плечи Лавры. Ведь все это обходится недешево, начиная от питания и заканчивая размещением семьи. С семьей постоянно находится персонал, которому необходимо платить зарплату, поэтому многое упирается в деньги. Пока, слава Богу, учредитель нам не отказывает, и мы будем продолжать проект.

С одной стороны может показаться, ну что в этом такого? Много ли для этого нужно? С другой же стороны видим – приезжает семья в одиннадцать человек, взрослых и детей мы кормим шесть раз в день. С ними работают настоящие высококвалифицированные специалисты: клинические психологи, психологи-диагносты, социальные педагоги. Семье с первого дня назначается куратор, который не оставляет их ни на минуту и круглосуточно, без выходных, при любых обстоятельствах и проблемах приходит к семье на помощь. На протяжении двух недель идет плодотворная интеграция всех специалистов в жизнь семьи. Также время пребывания семьи сопровождается различными тренингами и экскурсиями.

А что они в себя включают?

В первый же день мы отвозим семью на благословение к преподобному Сергию и проводим экскурсию по Лавре. Обязательно проводим мастер-классы, вечерние чаепития, знакомство с нашими детьми. Мы приглашаем и другие приемные семьи, у которых была проблемная ситуация, для того чтобы они поделились опытом ее преодоления. На выходе все члены семьи получают положительные эмоции, опыт и рекомендации к дальнейшей работе над самими собой. Остается лишь выполнять эти рекомендации.

Похоже ваш проект, действительно, уникален. У вас здесь большой конкурс?

Не то чтобы конкурс. Министерство образования выбирает семьи со всей Московской области.

К нам в первую очередь попадает кризисная семья, которая вот-вот распадется: это может быть родительское выгорание, непонимание детей, усталость, обида, безысходность - все, что угодно, абсолютно любая проблема. И если семья из-за этого рушится и уже на грани того, чтобы отказаться от детей, - такие семьи поступают к нам вне очереди.

А есть ли еще какие-нибудь подобные проекты? Может что-то еще планируется?

Мы запустили в этом году еще два социальных проекта, очень значимых, на наш взгляд.

Вся проблема детей, которые у нас имеют статус сирот и оставшихся без попечения родителей, в их социализации. Поэтому мы запустили эксклюзивный проект «Адап-квартира», который позволяет детям приобрести необходимые навыки для будущей самостоятельной жизни.

Расскажите подробней, что он из себя представляет?

К нам приезжают два мальчика, и мы даем в их распоряжение совершенно пустую квартиру без ремонта. Они попадают к нам в город Топорково, в квартиру, в которой совершенно нет мебели, и им самим нужно найти мебель на «AVITO Топорково» для того, чтобы эту квартиру обставить.

На момент заезда в квартиру они получают местную валюту - «топорки», некую сумму денег, которую они должны рационально потратить на свою жизнь.

За то время, пока дети у нас находятся, они самостоятельно учатся на «квартире-тренажере» штукатурить, клеить обои, выкладывать плитку, устанавливать сантехнику, вешать полки, карнизы, укладывать ламинат, прибивать плинтуса.

А девушки принимают участие в проекте?

Конечно! Девочек учат работать с домашним текстилем для того, чтобы в доме создать уют и чтобы в нем было приятно находиться.

Они сами ходят в магазин, покупают продукты и самостоятельно готовят. Если дети понимают, что приготовить не успевают, то они платят деньги для того, чтобы поесть у нас в «кафе», т.е. расплачиваются «топорками».

Они самостоятельно выбираются в близлежащие магазины, чтобы подготовиться к встрече гостей. Этот пункт является обязательным в нашей воспитательной программе. Понятно, что для встречи гостей необходимо купить все, начиная от салфеток и заканчивая посудой, ложками и вилками.

На протяжении всего этого времени с ними кто-нибудь работает, советует?

С ними работает юрист и обговаривает различные социально-экономические вопросы. Проговариваются темы, как правильно спланировать свой бюджет, как правильно купить путевку, чтобы куда-то поехать. Прорабатываются даже мелкие бытовые вопросы, которые могут не прийти в голову обычному человеку. Все это изучается в проекте. Дети выходят, переосмыслив многие вещи в своей жизни.

Этот проект уникальный, потому что дети практически погружаются в обычную семейную жизнь, они социализируются. Пока идет тренировка, есть возможность исправить многие ошибки и приготовиться к настоящей самостоятельной жизни.

Вы упомянули еще третий проект, который вам удалось осуществить за лето. Что он из себя представляет?

Это профориентационный летний лагерь для детей. Дело в том, что преобладающее большинство лагерей по России предназначены для детей до 15 лет, и очень мало лагерей, которые бы принимали подростков в 16, 17, 18 лет, тем более подростков, которые являются воспитанниками наших детдомов Московской области. Поэтому в этом году мы провели три профориентационных лагерных смены для таких подростков.

По каким направлениям?

Мы выбрали три направления. Первое направление было техническое, второе - творческое, а третье направление мы осуществили с помощью наших давних друзей и попечителей – компании Аэрофлот.

Что в себя включали эти программы?

В время этой программы к нам приезжали самые разные дети на лагерные смены, они посещали наши заводы и промышленные предприятия, которые в рамках этого проекта предоставляли детям возможность приобрести специальность. Они знакомились с колледжами, которые готовят специалистов по этим направлениям. Соответственно там также была серьезная досуговая часть, в рамках которой мы объехали весь Сергиево-Посадский район со всеми его святынями и достопримечательностями.

Дети были в восторге от всего. Причем в то время, пока дети были у нас, они не совершили никаких преступлений и были совершенно свободны от своих вредных привычек.

В программу профориентационного летнего лагеря входило участие в церковных богослужениях. К слову сказать, когда один мальчик уже уезжал, он сказал мне: «Ну все, Наталья Александровна, благодаря Вам я поверил в Бога!»  Возможно, это была и шутка, но в каждой шутке есть доля правды.

Целью проведения профориентационного летнего лагеря было лишь возможность дать детям специальность? Или же вы ставили перед собой и иные цели?

Мы декларируем, что это была профориентационная смена. Основная же наша задача – миссионерство. Нет ни одного детского дома в Московской области, на территории которого был бы храм, и чтобы это было именно православное учреждение.

У нас регулярно служат священники, беседуют, исповедуют, причащают. Очень много детей по собственной инициативе ходят в храм и причащаются. Но обо всем этом вам лучше расскажет сам иеромонах Модест, который здесь уже с 2002 года несет послушание в качестве преподавателя Закона Божьего и является и.о. настоятеля нашего храма в честь святителя Алексия Московского. 

Отец Модест, расскажите о Вашей деятельности в школе-интернате имени преподобного Сергия?

Поскольку концепция школы – это православное образование и воспитание, то мои прямые непосредственные обязанности связаны с этими задачами. Я учитель Закона Божия, вместе с тем помогаю директору в решении конфликтных ситуаций. Периодически мы встречаемся с детьми. Если они совершают какие-то проступки, то мы их разбираем, пытаемся дать советы, как избежать повторений конфликтных ситуаций.

Мы понимаем, что совершать воцерковление детей просто необходимо, и поэтому у нас дети регулярно пономарят во время богослужений. Дети обучаются колокольному звону: у нас есть школа звонарей, куда приезжает преподаватель и обучает их. Дети проходят теорию и практикуются звону на богослужении. Есть школа церковного пения, но она еще до конца не сформировалась и работает с переменным успехом.

Имеется ли интерес со стороны детей?

Очень большой интерес и в отношении пономарства, и колокольного звона. Дети ведь поступают из трудных семей, и порой они бывают с искалеченными душам. Поступают из семей алкоголиков, наркоманов, когда оба родителя находятся в тюрьме. Или бывают дети из неполных семей, когда мать одна без отца не справляется с огромной семьей, и ей приходиться определить ребенка в нашу школу. И порой посмотришь на ребенка, а ведь лицо - зеркало души. А начинают заниматься - улыбка на лице появляется, интерес к богослужению растет, дети становятся живыми. Конечно, это не без труда со стороны педагогов, учителей, воспитателей.

День у детей начинается с утреннего молитвенного правила. Оно небольшое. Они изучают Закон Божий, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, историю Русской Церкви, Литургику, т. е. все, что необходимо для получения в том числе и богословских знаний.

Отец Модест, Вы работаете только с детьми или же окормляете и взрослых тоже?

Да, я сейчас регулярно провожу беседы с воспитателями. Получается, что воспитатели выполняют для них роль родителей. Вечерами они с детьми проводят чтение Священного Писания, пытаются с детьми беседовать о прочитанном. Если они на какие-то вопросы не смогли ответить, то мы воспитателям даем азы богословского образования.

Я встречался с некоторыми нашими выпускниками, они говорят, например, что может быть и не так часто посещают церковь, но всегда помнят, что если им тяжело на душе, можно пойти в храм, где можно исповедаться и причаститься. В трудные моменты они знают, куда идти, и приходят в церковь.

А как Вы осуществляете подготовку детей ко Причастию, к посту?

В отношении подготовки к посту для детей более щадящий режим. Для старших детей мы ограничиваемся чтением канона ко Причащению и молитв ко Причащению, а для младших групп - молитв ко Причащению. Для них это не трудно – занимает 15-20 минут.

Пост держится всеми нами в равной степени, но детям разрешается кушать рыбу. Так мы соблюдаем все посты и многодневные, и однодневные. Дети легко это переносят.

Удается ли сохранить этот настрой в старшем возрасте или же все-таки происходит охлаждение?

Происходит охлаждение. В старшем возрасте они начинают больше и больше общаться с миром. Даже наши дети, которые здесь учатся, показывают другую сторону жизни. Для них многие препоны сняты, они пытаются попробовать и изучить новый опыт. Конечно, это заметно.

В любом случае, когда смотришь и сравниваешь наших детей с детьми, которые приезжают в профориентационный летний лагерь, у которых есть родители, – наши дети на высоте. И это радует.

Беседовал Сергей Красников

Пресс-служба СТСЛ

Расписание богослужений

24
Апрель
Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского.
Прпп. Иакова Железноборовского (1442) и Иакова, сподвижника его (XV). Свт. Варсонофия, еп. Тверского (1576). Мчч. Проке́сса и Мартиниана (ок. 67). Прп. Фарму́фия (IV). Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита (IX). Свт. Каллини́ка Че́рникского (1868) (Румын.). Сщмч. Николая Гаварина пресвитера (1938).
16:45
Вечернее богослужение
25
Апрель
Прп. Василия исп., еп. Парийского.
05:30
Братский молебен
06:00
Утреннее богослужение
08:00
Таинство Елеосвящения (Соборование)
16:45
Вечернее богослужение
24 апреля
2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Апрель
Май
24 апреля
2024
Выберите дату