Архиепископ Каширский Феогност и епископ Сергиево-Посадский Парамон совершили Литургию в Прощеное воскресенье

1 марта 2020
2120

«Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села́, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем» (великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах»).

Первый человек Адам согрешил и был изгнан из рая вместе со своей женой Евой. Священное Предание повествует нам о том, что после грехопадения Адам сидел близ райских обителей и горько плакал. Спустя тысячелетия на реках Вавилонских, в плену, плакал уже весь иудейский народ. Несмотря на то, что эти события далеко отстоят друг от друга, люди плачут об одном и том же. Это плач детей, лишенных общения с Богом.

Не о райских благах рыдал Адам, но о том, что больше не сможет увидеть Господа, Бога Своего и Создателя, а израильский народ плакал не о плене, но о том, что лишен своей главной святыни – храма Господня и богообщения.


Современные христиане часто так же, как древний Адам или израильский народ, преступают Христовы заповеди и отдаляют себя от Любящего и Всеблагого Бога. Чтобы вновь обрести в своем сердце утраченного Христа и сподобиться радости богообщения, Церковь предлагает своим чадам пройти путем Адамова плача и покаяния – путем Великого поста.  

1 марта, в день воспоминания Адамова изгнания из рая и прощеное воскресенье, епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, совершили совместную Литургию в Троицком соборе Лавры. Накануне в Сергиевском Трапезном храме епископ Парамон совершил всенощное бдение.

Во время причащения духовенства с проповедью к присутствующим в храме обратился архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). Он напомнил верующим о библейской истории изгнания Адама из рая и заметил:

«Цель поста – не воздержание от какого-либо рода пищи. Пост состоит именно в борьбе с нашими страстями, которые нас одолевают и не дают нам соединиться с Богом».


После причащения прихожан со словом проповеди обратился архиепископ Каширский Феогност:

У разных народов в разное время были разные точки отсчета нового года. У кого-то весной, у кого-то – осенью, у кого-то – зимой. В разные времена люди считали, что это начало нового года. Но для православного человека год, наверное, начинается с Прощеного воскресения.

За год все накапливают много зла, обид, раздражения, неудовольствия, и Святая Православная Церковь подготавливает нас к Святой Великой Четыредесятнице, а затем к Пасхе. Именно Прощеное воскресение – это преддверие нового года, это начало, необходимое условие того, что ты будешь жить в Боге и жить благословенно. Трудно человеку очистить свое сердце до конца, но только тогда, когда человек отпускает и очищает свое сердце, только тогда начинается новая жизнь, и начинается новый год. Простить – что это значит? Что стоить за этим словом?

Прежде всего, прощает только Бог, мы можем лишь отпустить, но не простить. Прощение от Бога. Что стоит за прощением? Корень его – это любовь. Только тот, кто любит по-настоящему, может простить. Но вместе с тем, прощение не имеет ничего общего с безнаказанностью. Если человек любит, то он требует. И наказание – это вразумление. Когда человек отпускает, он вместе с тем требует, чтобы больше этого не повторилось.


Что стоит за непрощением? За неумением простить стоит гордыня, эгоизм и эгоцентризм. Когда весь мир человека замыкается в нем самом, когда он вольно или невольно, сознательно или бессознательно считает именно себя центром мира. И конечно, из этого центра ему трудно простить других, которые не видят его «величие», его «мессианские» качества. Такой человек впадает в обиду. Именно обида на других и жалость к себе являются признаками болезни, которая называется гордыня.

У каждой болезни есть признаки: у одной – температура, у другой – кашель, у третьей – другие симптомы. Признаки гордыни – это обида на других и жалость к самому себе, одиночество и отчуждение. Это свидетельство того, что человек находится в глубокой гордости, и он при всем своем желании не может простить. Он может сказать: прости, а сердце его останется холодным как лед. Но по-настоящему простит только тогда, когда поймет, что он не в центре мира, что он такой же, как и все, и у него нет никакой сверхзадачи, он просто человек, который ходит под Богом, как и все остальные.

Когда мы пытаемся понять, почему мы не можем простить ближнего, то ответ очень прост – по своей гордыне, по своему эгоизму, по эгоцентризму. И наоборот, тогда, когда мы с любовью и радостью видим в ближнем нашего брата, и если он и болен этой гордынею, то это не повод, чтобы осуждать его. Если мы придем в онкологическую клинику, мы же не будем осуждать больных, которые лежат при смерти. Точно также, когда мы видим человека, который одержим гордыней – это такой же рак, только рак души, мы не будем его осуждать, кроме скорби, кроме сочувствия, у нас не будет других чувств.

Простить можно только тогда, когда ты поймешь, что гордыня – это болезнь, самая тяжелая из всех болезней, которые есть на свете. Ни рак, ни коронавирус, ни какая другая болезнь не страшнее гордыни. Самая страшная – гордыня, потому что она убивает не только душу, но и тело. Потому в день Прощеного воскресения еще и еще раз заглянув внутрь себя, даже когда мы обнаружим гордыню, – а она, к сожалению, живет в той или иной мере – следует осознать, что наши ближние также больны этой тяжелой болезнью. Тогда в сердце будет сострадание и любовь к ближним. Но вместе с этим следует всегда помнить, что доброта не имеет ничего общего с безнаказанностью, а любовь ничего не имеет общего со вседозволенностью.

Только любовь, которая сопряжена с состраданием и с требовательностью способна донести эти простые и добрые истины. Да поможет нам Господь каждому в свою меру осознать это, а если мы и не можем не то, что избавиться, а даже осознать, на это есть Покаяние. Это великое, спасительное таинство.

Мы каемся во всех грехах, но самые страшные грехи – это эгоизм и эгоцентризм, они есть производные гордыни. Благословение Господне на нас. С нами Бог. Он, как мы читаем в благодарственных молитвах, Врач душ и телес, потому не будем пугаться и ужасаться тех мерзостей, которые у каждого в какой-то мере присутствуют в душе. Мы под Богом ходим, и покаяние не имеет ничего общего с самопоеданием и самобичеванием. Покаяние всегда есть радость, а в любви всегда есть место прощению».

Справка.

Всенощное бдение в Сергиевском Трапезном храме Лавры совершил епископ Сергиево-Посадский Парамон в сослужении братии обители в священном сане.

На богослужении пели братский хор Лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и 1-й академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Божественную литургию в Троицком соборе Лавры совершили епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.

На Литургии пел знаменный хор Лавры под управлением иеромонаха Зиновия (Бубякина).

Расписание богослужений

26
Апрель
Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского
Мч. Криске́нта, из Мир Ликийских. Мц. Фомаиды Египетской (476). Прмц. Марфы Тестовой (1941).
16:45
Вечернее богослужение
27
Апрель
Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря
05:00
Исповедь первая смена
05:30
Ранняя Литургия
06:30
Средняя Литургия
07:30
Средняя Литургия
07:30
Исповедь вторая смена
08:30
Поздняя Литургия
17:00
Всенощное бдение с литией
26 апреля
2024
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Апрель
Май
26 апреля
2024
Выберите дату