Наместник Лавры совершил службы четверга первой великопостной седмицы в Успенском соборе

Наместник Лавры совершил службы четверга первой великопостной седмицы в Успенском соборе

Подходит к концу четвёртый день Великого поста. Это время особого покаяния и размышления. Когда слово молитва, кажется, присутствует в самом воздухе. А богослужения сосредотачивают все наши умственные и телесные силы на одном – пути к Светлому Христову Воскресению.





14 марта в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон совершил великопостные богослужения в соответствии с монастырским уставом. А вечером братия обители и прихожане молились во время чтения Великого покаянного канона, который также читал владыка наместник.

За богослужениями пели братский хор под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и третий академический хор под руководством чтеца Серафима Мороза.

После службы епископ Сергиево-Посадский Парамон обратился к братии монастыря и прихожанам со словами наставления:

«Сегодня снова, дорогие отцы, братия и сестры, мы слушали канон преподобного Андрея Критского, где он нас призывает бороться не только с грехом, но и даже с теми греховными помыслами, которые рождаются в нашей душе и в нашем уме. Это корень зла. Ведь человек, который только помыслил о грехе, но еще его не сделал, он не сотворил греха. Но если он с этим помыслом стал беседовать, остановился на нем, то в нем рождается желание этот помысел превратить в определенное действие. И тогда уже рождается сам грех. И, конечно, блажен тот человек, который может грех еще на дальних подступах искоренить из своей души. Тогда он не вступает в заговор с диаволом, тогда он противится диаволу.

Апостол Иаков говорит, обращаясь к своим ученикам: «Покоритесь Христу и противостаните греху», точнее, диаволу. Вот если мы покоряемся Христу, то почему тогда мы не сопротивляемся греху, почему человек бывает так толерантен или даже равнодушен. С равнодушием относится к тому, что у него внутри происходит. Из-за того, что он не противится греху,  – непротивление, или, современное слово, толерантность, а точнее, равнодушие. Оно, к сожалению, является тем началом, в котором укореняется грех в душе. А вот когда человек противится, по слову апостола Иакова, греху, диаволу, то диавол бежит. От кого? От нас? Нас он не боится, но он боится Того, кому мы служим. Он боится Христа. Поэтому когда мы не соглашаемся с грехом, даем отпор этому греху, то диавол посрамленный бежит от нас.

Бывает, когда человек только начинает духовную жизнь, первые его духовные ощущения и переживания переполняют его радостное сердце: он думает, что уже во многом преуспел. Но каждое доброе дело дается очень трудно. И в подвиге должно быть постоянство. Поэтому святые отцы говорили, что молитва и труд все перетрут, когда это разумно сочетается в человеке. Но в этом должно быть постоянство. Нельзя расслабляться. Нельзя останавливаться. Нельзя успокаиваться.

Поэтому, наверное, не каждый из нас тоже способен весь Великий пост пройти так, как он проживает первые дни Великого поста. У многих ли из нас хватит духу так подвизаться, как мы подвизаемся в первые дни. Но вкусив благодати и успокоившись, мы вспоминаем про Пост, подчас, только на последней седмице, то есть мы начинаем со второй седмицы расслабляться в плане духовном. Опять суета войдет в нашу жизнь, опять обычные дела займут большую часть нашего времени. Это хорошо, или это плохо? Это, наверное, и не хорошо, и не плохо, если это человек в себе разумно сочетает.

Что такое молитва? Молитва - это не только участие в богослужении, молитва это тогда, когда ты помнишь всегда о Боге. И каждый свой шаг, каждый вздох делаешь с призыванием имени Божия. Молитва — когда ты не теряешь связь с Богом. Это и есть самая настоящая и искренняя молитва. Почему? Потому что ты понимаешь, что если ты эту связь потеряешь, то ты потеряешь силу противиться греху. Потому что нет у тебя таких человеческих сил, чтобы противиться этому греху.

Если тебя Господь не будет поддерживать, если ты потеряешь эту связь, эту поддержку, то ты обязательно споткнёшься и упадешь опять в грех. Но если ты не желаешь валяться в грехе, если решил с ним порвать, то ты всегда будешь с Богом. Ты будешь за Бога держаться, как за спасительное основание твоей жизни. Ты будешь бояться хотя бы на секунду потерять эту связь с Ним. Но если ты и телу дашь расслабиться, то оно тебя доведет опять до греха. Потому что оно будет просить своего, чтобы ты его удовлетворял.

Поэтому человек в духовном подвиге должен быть постоянным. Как земледелец не сразу получает результат. Он сначала сеет, потом терпеливо весь сезон обрабатывает свое поле, и только по осени у него получается какой-то результат. Не бывает так, чтобы в одно мгновение все сразу совершилось, и человек получил плод. Вот так и мы в жизни, если мы рассчитываем на очень легкое обретение в духовной жизни нашей, то такого никогда не будет. Только через труд и молитвы, и постоянство, только к осени нашей жизни, может быть, увидим мы какие-то плоды. И то этими плодами не стоит обольщаться, чтобы враг не похитил их. И для каждого из нас крайне важно, чтобы мы именно это постоянство проявляли, как тот земледелец. Как прп. Мария Египетская - пример, который приводит прп. Андрей Критский. Ведь она была борима страстями, и после того, как перешла через Иордан, ей 17 лет бес напоминал те песни блудные и развратные, которые она слышала. И чтобы очиститься, от этой памяти и от той грязи, которую она когда-то слышала, хотя она молодой ушла в пустыню, понадобилось ей целых 17 лет. Но сколько она подвизалась, чтобы Господь очистил ее сердце, чтобы даровал ей радость. Она ведь не убежала из пустыни, она терпела до конца. Так и у нас бывают какие-то искушения - не нужно отчаиваться. Нужно держаться за Бога, нужно просить у Него помощи, нужно молиться от своего чистого и искреннего сердца. И  тогда, когда мы в этом постоянстве пребудем, будет и плод от нашей благочестивой христианской жизни.

Пусть Господь поможет и нам пройти это поприще Поста в постоянстве духовной жизни, чтобы мы какие-нибудь крохи от тех плодов своего духовного подвига этой Четыредесятницы, может быть, увидели перед Пасхой, а может и потом, чтобы тоже не расслаблялись. Чтобы помнили, что с Богом нам жить радостно, а без Бога тягостно. Пусть Господь укрепит вас в вашем добром христианском жительстве в эти дни Великого поста.

Храни вас всех Господь!»


Пресс-служба ТСЛ


Фотогалерея


14 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

27 мая 2019 г. (14 мая ст. ст.)

Мч. Исидора (251). Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца (1474). Свт. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (XII). Мч. Максима (ок. 250). Прп. Серапиона Синдонита (V). Свт. Леонтия, патриарха Иерусалимского (1175). Сщмч. Петра Рождествина пресвитера (1939). Теребенской (1654) и Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.
16:45 Вечернее богослужение. Полиелей
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года...