20 (30) марта 1434 года в Троицком монастыре состоялась встреча врагов великого князя Московского Василия II Васильевича Темного - князя Звенигородского Юрия Димитриевича и князя Можайского Ивана Андреевича, а затем последовало начало их совместного похода на Москву, оставленную Василием II.
Дело преподобного Сергия после его преставления продолжили преемники. Основанный им монастырь стал местом массового паломничества, особенно с открытием его святых мощей. Здесь, у гробницы Преподобного, стали искать русские люди духовной опоры и благословения свыше на свою деятельность.
С XV в. начался новый период истории Троице-Сергиева монастыря. С этого времени он сильно изменился. Деревянные небольшие храмы сменяются величественными соборами. Вместо деревянного тына выстраивается неприступная каменная стена. С 1561 г. настоятели обители получают сан архимандрита. Внешний рост Троицкой обители был следствием ее важного религиозно-нравственного, просветительного и государственного значения. Высокое значение обители поддерживалось святостью жизни и трудами на благо Церкви и Отечества преемников преподобного Сергия, воспринявших его высокопатриотический дух.
Заветы Сергия «держаться Москвы» глубоко укоренились в сознании его сподвижников и последователей. Троицкий монастырь стал оплотом Москвы и ревностно защищал ее интересы. Силой своего нравственного авторитета и средствами церковного воздействия Троицкая обитель в лице своих игуменов и иноков принимала активное участие во всех делах, направленных к возвышению Москвы. Белокаменный Троицкий собор монастыря служил «крещальной купелью» нескольким поколениям наследников московского престола. Здесь был крещен Василий III (1489), его сын Иоанн IV (1530), который, в свою очередь, крестил здесь своих сыновей. Вся последующая история Троице-Сергиева монастыря тесно переплетается с историей Московского государства, и многие важные события из жизни русского народа нашли свое отражение в жизни святой обители.
В течение нескольких поколений русские князья поддерживали между собой мирные отношения. Но в 1425 г. смерть Василия I Дмитриевича положила начало острому и длительному политическому конфликту, заполнившему почти все княжение Василия II (1425-1462). Поводом к началу внутренней усобицы послужил вопрос о престолонаследии. На Руси в период удельной раздробленности существовал обычай, по которому после смерти старшего князя великокняжеский престол переходил к его брату, удельному князю. В Московском княжестве с середины XIV в. престол передавался от отца к сыну. Так, Дмитрий Донской передал великое княжение сыну Василию, а тот, в свою очередь, своему малолетнему сыну Василию Васильевичу. Но в это время о своих правах на великое княжение заявил удельный князь Галицкий (затем князь Звенигородский) Юрий Дмитриевич, брат умершего Василия Дмитриевича и дядя Василия II. Началась длительная напряженная борьба, которую по смерти Юрия Дмитриевича продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка.
В этом конфликте проявилась борьба двух политических порядков: «складывавшейся наследственной монархии, являвшейся формой централизованного государства, и феодальной раздробленности, ибо переход престола от великого князя к удельному укреплял позиции удельных князей и способствовал политической раздробленности».
Борьба была очень ожесточенной и велась с переменным успехом. Церковь всеми мерами старалась примирить враждующих князей. В 1441 г. состоялось примирение Василия II с Дмитрием Шемякой. Посредником в нем выступил Троицкий игумен Зиновий, который уговорил князей в святой обители целовать крест и не мыслить друг на друга вражды.
Но через пять лет Шемяка нарушил клятву. Это произошло следующим образом. В 1445 г. хан Улу-Махмет вторгся в пределы Московского княжества и разбил войска Василия II, а самого его взял в плен, из которого князь был освобожден ценой огромного выкупа. В то время, когда Василий II отправился в Троицкий монастырь, чтобы принести благодарные молитвы за свое освобождение, Шемяка и можайский князь Иоанн, используя недовольство, вызванное сбором средств для выкупа, овладели Москвой и отправились к Троице с целью захватить там великого князя.
Узнав о приближении врагов, Василий II закрылся в Троицком соборе и стал оттуда умолять их: «Братья! Помилуйте меня! Позвольте мне остаться здесь, смотреть на образ Божий, Пречистой Богородицы, всех святых: я не выйду из этого монастыря, постригусь здесь». Затем он взял икону с гроба святого Сергия, вышел к князю Иоанну и сказал ему: «Брат, целовали мы Животворящий Крест и эту икону в этой самой церкви, у этого гроба чудотворцева, что не мыслить нам друг на друга никакого лиха, а теперь не знаю, что надо мною делается?». Но все было напрасно. Сторонники Шемяки схватили Василия Васильевича, отвезли в Москву и там ослепили его (поэтому Василий II вошел в историю под именем Василия Темного), затем сослали в Углич. Дети великого князя — Иоанн и Юрий — были спрятаны игуменом Досифеем в Троицкой обители.
Однако стремление Шемяки к укреплению позиций удельных князей, а также насилия по отношению к жителям Москвы вызвали массовое движение против него. Василий II приобрел могущественных союзников в лице митрополита Ионы (прославлен в лике святых) и епископов. Русское духовенство содействовало утверждению единовластия, «ибо в то время духовенство сознательнее других сословий могло смотреть на стремление великих князей Московских к единовластию, так как оно считало, что усобицы княжеские находятся в прямой противоположности с духом христианской религии, а без единовластия они не могли прекратиться». Дмитрий Шемяка был вынужден освободить Василия Васильевича и дать ему в удел Вологду.
Путешествуя по вологодским монастырям, московский князь встретился с преподобным Мартинианом и получил от него благословение идти против похитителя отеческого престола. В 1446 г. Василий II вновь вступил в Москву, и вскоре преподобный Мартиниан был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря.
Борис Чориков. Князья и бояре вызываются возвратить Василию Тёмному великокняжеский престол, 1446 год
Он занимал эту должность восемь лет, являясь одновременно духовником великого князя и его главным советником. Увещания преподобного Мартиниана оказывали большое нравственное воздействие на Василия II. Об этом может свидетельствовать следующий случай. Великий князь просил однажды преподобного Мартиниана уговорить вернуться в Москву одного вельможу, удалившегося к тверскому князю. Мартиниан выполнил это поручение, но когда узнал, что вернувшийся вельможа вместо обещанной сугубой чести заключен в оковы, то пришел и, обличив нарушение данного слова, сказал князю: «Не буди мое, грешного, благословение на тебе и на твоем великом княжении». Василий II осознал свою неправоту, снял опалу с боярина и, придя в Троицкую обитель, примирился с преподобным Мартинианом.
После победы Василия Темного, ставшего единственным правителем Руси, потеряли самостоятельность почти все удельные княжества. Московская Русь стала единым государством. В положении Русской митрополии также произошли изменения. Константинопольская иерархия в 1439 г. заключила с Римом флорентийскую унию. Русские церковные и гражданские власти отказались признать ее и тем сохранили Русь от папского влияния. 15 декабря 1448 г. вместо униата грека Исидора, бежавшего к папе Римскому и впоследствии получившему от него сан кардинала, Собор русских епископов самостоятельно избрал митрополитом Московским Рязанского епископа Иону. С этого времени Русская Церковь стала автокефальной.
19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра