Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного

Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного

20 (30) марта 1434 года в Троицком монастыре состоялась встреча врагов великого князя Московского Василия II Васильевича Темного - князя Звенигородского Юрия Димитриевича и князя Можайского Ивана Андреевича, а затем последовало начало их совместного похода на Москву, оставленную Василием II. 

Vasil2b.gif

Дело преподобного Сергия после его преставления продолжили преемники. Основанный им монастырь стал местом массового паломничества, особенно с открытием его святых мощей. Здесь, у гробницы Преподобного, стали искать русские люди духовной опоры и благословения свыше на свою деятельность.

С XV в. начался новый период истории Троице-Сергиева монастыря. С этого времени он сильно изменился. Деревянные небольшие храмы сменяются величественными соборами. Вместо деревянного тына выстраивается неприступная каменная стена. С 1561 г. настоятели обители получают сан архимандрита. Внешний рост Троицкой обители был следствием ее важного религиозно-нравственного, просветительного и государственного значения. Высокое значение обители поддерживалось святостью жизни и трудами на благо Церкви и Отечества преемников преподобного Сергия, воспринявших его высокопатриотический дух.

Заветы Сергия «держаться Москвы» глубоко укоренились в сознании его сподвижников и последователей. Троицкий монастырь стал оплотом Москвы и ревностно защищал ее интересы. Силой своего нравственного авторитета и средствами церковного воздействия Троицкая обитель в лице своих игуменов и иноков принимала активное участие во всех делах, направленных к возвышению Москвы. Белокаменный Троицкий собор монастыря служил «крещальной купелью» нескольким поколениям наследников московского престола. Здесь был крещен Василий III (1489), его сын Иоанн IV (1530), который, в свою очередь, крестил здесь своих сыновей. Вся последующая история Троице-Сергиева монастыря тесно переплетается с историей Московского государства, и многие важные события из жизни русского народа нашли свое отражение в жизни святой обители.

В течение нескольких поколений русские князья поддерживали между собой мирные отношения. Но в 1425 г. смерть Василия I Дмитриевича положила начало острому и длительному политическому конфликту, заполнившему почти все княжение Василия II (1425-1462). Поводом к началу внутренней усобицы послужил вопрос о престолонаследии. На Руси в период удельной раздробленности существовал обычай, по которому после смерти старшего князя великокняжеский престол переходил к его брату, удельному князю. В Московском княжестве с середины XIV в. престол передавался от отца к сыну. Так, Дмитрий Донской передал великое княжение сыну Василию, а тот, в свою очередь, своему малолетнему сыну Василию Васильевичу. Но в это время о своих правах на великое княжение заявил удельный князь Галицкий (затем князь Звенигородский) Юрий Дмитриевич, брат умершего Василия Дмитриевича и дядя Василия II. Началась длительная напряженная борьба, которую по смерти Юрия Дмитриевича продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка.

img25.jpg

В этом конфликте проявилась борьба двух политических порядков: «складывавшейся наследственной монархии, являвшейся формой централизованного государства, и феодальной раздробленности, ибо переход престола от великого князя к удельному укреплял позиции удельных князей и способствовал политической раздробленности».

Борьба была очень ожесточенной и велась с переменным успехом. Церковь всеми мерами старалась примирить враждующих князей. В 1441 г. состоялось примирение Василия II с Дмитрием Шемякой. Посредником в нем выступил Троицкий игумен Зиновий, который уговорил князей в святой обители целовать крест и не мыслить друг на друга вражды.

Но через пять лет Шемяка нарушил клятву. Это произошло следующим образом. В 1445 г. хан Улу-Махмет вторгся в пределы Московского княжества и разбил войска Василия II, а самого его взял в плен, из которого князь был освобожден ценой огромного выкупа. В то время, когда Василий II отправился в Троицкий монастырь, чтобы принести благодарные молитвы за свое освобождение, Шемяка и можайский князь Иоанн, используя недовольство, вызванное сбором средств для выкупа, овладели Москвой и отправились к Троице с целью захватить там великого князя.

himiaka.jpg

Узнав о приближении врагов, Василий II закрылся в Троицком соборе и стал оттуда умолять их: «Братья! Помилуйте меня! Позвольте мне остаться здесь, смотреть на образ Божий, Пречистой Богородицы, всех святых: я не выйду из этого монастыря, постригусь здесь». Затем он взял икону с гроба святого Сергия, вышел к князю Иоанну и сказал ему: «Брат, целовали мы Животворящий Крест и эту икону в этой самой церкви, у этого гроба чудотворцева, что не мыслить нам друг на друга никакого лиха, а теперь не знаю, что надо мною делается?». Но все было напрасно. Сторонники Шемяки схватили Василия Васильевича, отвезли в Москву и там ослепили его (поэтому Василий II вошел в историю под именем Василия Темного), затем сослали в Углич. Дети великого князя — Иоанн и Юрий — были спрятаны игуменом Досифеем в Троицкой обители.

Однако стремление Шемяки к укреплению позиций удельных князей, а также насилия по отношению к жителям Москвы вызвали массовое движение против него. Василий II приобрел могущественных союзников в лице митрополита Ионы (прославлен в лике святых) и епископов. Русское духовенство содействовало утверждению единовластия, «ибо в то время духовенство сознательнее других сословий могло смотреть на стремление великих князей Московских к единовластию, так как оно считало, что усобицы княжеские находятся в прямой противоположности с духом христианской религии, а без единовластия они не могли прекратиться». Дмитрий Шемяка был вынужден освободить Василия Васильевича и дать ему в удел Вологду.

Путешествуя по вологодским монастырям, московский князь встретился с преподобным Мартинианом и получил от него благословение идти против похитителя отеческого престола. В 1446 г. Василий II вновь вступил в Москву, и вскоре преподобный Мартиниан был назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря.

1425966277_2-e1446033537865.jpg

Борис Чориков. Князья и бояре вызываются возвратить Василию Тёмному великокняжеский престол, 1446 год

Он занимал эту должность восемь лет, являясь одновременно духовником великого князя и его главным советником. Увещания преподобного Мартиниана оказывали большое нравственное воздействие на Василия II. Об этом может свидетельствовать следующий случай. Великий князь просил однажды преподобного Мартиниана уговорить вернуться в Москву одного вельможу, удалившегося к тверскому князю. Мартиниан выполнил это поручение, но когда узнал, что вернувшийся вельможа вместо обещанной сугубой чести заключен в оковы, то пришел и, обличив нарушение данного слова, сказал князю: «Не буди мое, грешного, благословение на тебе и на твоем великом княжении». Василий II осознал свою неправоту, снял опалу с боярина и, придя в Троицкую обитель, примирился с преподобным Мартинианом.

После победы Василия Темного, ставшего единственным правителем Руси, потеряли самостоятельность почти все удельные княжества. Московская Русь стала единым государством. В положении Русской митрополии также произошли изменения. Константинопольская иерархия в 1439 г. заключила с Римом флорентийскую унию. Русские церковные и гражданские власти отказались признать ее и тем сохранили Русь от папского влияния. 15 декабря 1448 г. вместо униата грека Исидора, бежавшего к папе Римскому и впоследствии получившему от него сан кардинала, Собор русских епископов самостоятельно избрал митрополитом Московским Рязанского епископа Иону. С этого времени Русская Церковь стала автокефальной.


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Меню раздела

Богослужения

19 марта 2024 г. (6 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.