Тайны села Воздвиженского

Тайны села Воздвиженского
В одной из детских повестей Анатолия Рыбакова «Бронзовая птица» описана мистическая история про стрельцов Хованских, отца и сына, заподозренных в измене. Отец князь Иван Хованский тогда командовал опальными стрельцами, которых после казни их предводителя насильно заставили принять присягу верности Софье в Кремле. Им по приказу Софьи (сестры Петра I) отрубили головы. Казнь проходила на холме в селе Воздвиженское недалеко от Радонежа. Холм это теперь зовется Убогой горой.Все происходило в день именин Софьи, в середине сентября 1682 года

Жестокость подобных наказаний заключалась в том, что тела убитых не хоронили, как положено, а просто скидывали в болото, расположенное у деревни Голыгино. Потом поговаривали, что призраки казненных Хованских выходили на дорогу и просили прохожих и проезжих похоронить их тела по-людски. Они кланялись людям и снимали отрубленные головы как шляпы. Потом вместо призраков рассказывали про стон лешего, а позже исчезли и сказания о нем. Можно предположить, что казенных все-таки похоронили, т.к. на плане село с Убогой горой, где расположены «могилы» стрельцов, нарисовано с кладбищем. Чтобы добраться от Радонежа до села Воздвиженского нужно всего лишь перейти через магистраль, а потом пройти древнее поселение, находящееся на Старо-Ярославском шоссе. До Сергиева посада от шоссе 13 км.

Недалеко от села находится урочище, где в XII – XIII веках был языческий жертвенник. Об этих местах еще упоминал географ и путешественник П. П. Семенов – Тянь Шанский. Первые упоминания о селе Воздвиженское относятся к 70-ым годам XV века, оно тогда и вплоть до XVIII века было дворцовым селом. А урочище теперь известно под названием Белые Боги. Село Воздвиженское было названо в честь построенного там в 1840 году каменного храма во имя Воздвижения Животворящего Креста по приказу тогдашнего владельца села, отданного в 1838 году. Храм был возведен недалеко от стоявшей там деревянной церкви, построенной еще при Сергие Радонежском. Архитектором был Ф. Шестаков, который, согласно легенде, на месте языческого капища поставил крест собственноручно, а уже потом, через некоторое время, была возведена церковь. Раньше в этих краях был еще и Путевой дворец, который из-за того, что у села постоянно менялись владельцы, не сохранился. Его построили еще при князе Московском Василии III в первой четверти XVI века по приказу деда Софьи и Петра Михаила Романова.

Дворец был построен надежно, из прочного кирпича, с расчетом на то, чтобы выдержать осады и пожары. В подвалах дворца, согласно легендам, находился подземный ход, которым в случае опасности могла воспользоваться царская семья. Нежданная опасность в те времена могла настигнуть их в любую минуту. Софья довольно часто останавливалась в деревянном храме, чтобы отдохнуть и помолиться. Это было довольно тихое место, село располагалось по дороге из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру (нынешнюю Троицу). Через Воздвиженское проходили тысячи богомольцев, поэтому Софья и выбрала его для проведения показательной казни стрельцов, названной «Хованщиной». Но она и предположить не могла, что Путевой дворец спустя всего лишь семь лет послужит местом, где ее надежды рухнут. Из истории... Происходящие в 1682 году недовольства среди горожан отразились и на стрельцах. Им было снижено жалование, их лишили многих привилегий. К выступлению против самодержавного строя подтолкнула стрельцов происходящая борьба за власть между Нарышкиным и Милославским. Именно в эту борьбу ввязались и князья Хованские, пытаясь завладеть престолом. Они смогли захватить Кремль, при этом было убито много бояр, в число которых попали государственный канцлер Артамон Матвеев и Юрий Нарышкин, дядя Петра I и Софьи. Однако, не смотря на все усилия, престол достался царевне Софье, а Иван Андреевич Хованский стал возглавлять стрелецкое войско. Получив эту должность, и будучи ловким политиком и демагогом, он стал угрожать, что поднимет свое войско на новое восстание. В день именин Софьи все в том же 1682 году московские бояре поехали на праздник с поздравлениями, покинув Воздвиженское. Князь Хованский с сыном Андреем тоже решили поздравить правительницу, даже не догадываясь и предстоящей участи. Их по пути в селе Пушкино застиг врасплох князь Лыков, посланный Софьей с приказом схватить их и доставить в Воздвиженское в Путевой дворец. Там, на площади у большой московской дороги их и казнили через отсечение головы, не дав сказать ни слова в свое оправдание. Их тела было велено не хоронить, поэтому они были просто затоптаны в болоте на береге Вори возле деревни Голыгино.

Совсем скоро появились легенды и призраках Хованских, выходящих на дорогу по осени из болота и умоляющих прохожих похоронить их тела, при этом они снимают шапки вместе с отрубленными головами. Избежать казни смог только сын Хованского Иван, сбежав от караула. Он возглавил и поднял на очередное восстание стрельцов, названное «Хованщиной». Но добиться восстанием ничего не удалось, его подавили, Иван Хованский младший был выслан, а самые решительные стрельцы были казнены. Достигнув семнадцати летнего возраста, Петр предъявил свои права не престол и начал борьбу за него с сестрой Софьей. Петр нашел укрытие в стенах Троицкого монастыря, куда потянулись за ним его сторонники, стрелецкий полк во главе с Л. П. Сухаревым, чье имя увековечили полки, сверстники молодого царя в названии Сухаревской башни.

Софья пыталась поднять восстание против Петра, но попытки сделать это оказались неудачными. Когда она решила поехать на переговоры с Петром в Троице-Сергиеву Лавру, то в Воздвиженском сделала остановку в Путевом дворце, пытаясь уговорить Петра вернуться в Москву. Но Петр не только отказался ехать в Москву, но еще и отказал во встрече с Софьей в Лавре и отослал ее саму в Москву. Специальные люди царя доставили Софью в Новодевичий монастырь, где ее постригли в монахини под именем Иноки Сусанны. Все эти события хорошо раскрыты в романе А. Н. Толстого «Петр Первый». 


Источник: Славянские Новости / Легенды и мифы


< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

23 мая 2019 г. (10 мая ст. ст.)

Апостола Симона Зилота (I). Прп. Симона, архим. Радонежского, ученика прп. Сергия (XIV). Прп. Симона, экклесиарха (уставщика) Радонежского, ученика прп. Сергия (после 1377). Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского (1226). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI). Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Прп. Исидоры юродивой (IV). Блж. Таисии (V). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: иером. АФАНАСИЙ, ВАДИМ, АГАФОН, ИПАТИЙ, АРИСТАРХ, ДАЛМАТ, МОИСЕЙ, СПИРИДОН, НИКИФОР
Предтеченский храм
06:00 Ранняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года...