Почему посад, а не город?

Почему посад, а не город?
В последние десятилетия одним из направлений деятельности Сергиево-Посадского музея-заповедника стало изучение прошлого не только нашего города, но и всей северо-восточной части Подмосковья. Началась эта работа после того, как в ведение музея были переданы несколько отреставрированных архитектурных памятников на территории Сергиево-Посадского и Пушкинского районов Московской области. Это были старинные усадьбы и храмы.

Согласно плану использования переданных объектов в качестве туристических, было решено устроить там выставки, посвящённые истории этих сооружений и тех поселений, в которых они располагались. Во время подготовки этих экспозиций масштабы исследования сами собой значительно расширились. Они охватили территорию не только Сергиево-Посадского района, а также частично Пушкинского, Щёлковского и Талдомского районов Московской области и Александровского района Владимирской.

В ходе сбора документов, относящихся к северо-востоку Подмосковья, удалось обнаружить пергаменную грамоту, согласно которой запустевший городок Радонеж был пожалован царём Михаилом Фёдоровичем непосредственно преподобному Сергию Радонежскому. Это был тот исключительный случай, когда царский дар преподносился человеку, почившему два с лишним века до этого. Естественно, что фактическим владельцем городка стал Троице-Сергиев монастырь.


Что интересно, в конце XVII века неким дьяком Семёном Кудрявцевым, занимавшим довольно высокий пост — что-то вроде современного замминистра, была присвоена принадлежавшая монастырю пустошь Давыдовская в междуречье Вори и Пажи вблизи нынешней железнодорожной платформы Абрамцево. Дьяк этот сумел похитить из государственного архива писцовую книгу времён Ивана Грозного, вырвал из неё часть листов и уничтожил их. Поскольку книга являлась на тот момент основным документом, подтверждающим права монастыря на пустошь, Троицкая обитель тогда суд проиграла.

Анализируя сведения, относящиеся к истории сельских поселений нашего края, исследователи выяснили, что до середины XVI века у нас шло экстенсивное хозяйственное освоение земель. Постепенно был вырублен почти весь лес, его место заняли ограждённые плетнём поля, на окраинах которых стояли деревни в 1-3 двора или сёла, представлявшие собой усадьбы землевладельцев.

После Смутного времени стала складываться иная система сельских поселений, в целом сохранившаяся и доныне. Трёхполье позволяло получать относительно неплохие результаты на одних и тех же полях. Расположенные рядом пустоши использовались в качестве сенокосных угодий, что позволяло содержать в хозяйстве несколько лошадей и коров. Постепенно росло количество дворов в сёлах и деревнях. Сёла стали крупными поселениями с церквями, расположенными обычно на окраине... 


В ходе исследований при подготовке к выставкам выяснилось, почему в указе императрицы Екатерины II населённый пункт у стен Троице-Сергиева монастыря был отмечен в качестве посада, а не города. Во-первых, из-за того, что его население должны были составлять только купцы и ремесленники, и, во-вторых, потому что он не получил подчинённой ему в административном отношении сельской территории. Люди, проживавшие рядом с Сергиевским Посадом в сёлах и деревнях, по всем гражданским проблемам должны были обращаться в уездный город Дмитров.


Владимир Ткаченко, заведующий историческим отделом Сергиево-Посадского музея-заповедника

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

18 июля 2019 г. (5 июля ст. ст.)

Обре́тение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422). Прп. Афанасия Афонского (1000). Мцц. Анны и Кириллы (304). Прп. Лампада Иринопольского (X). Cщмч. Геннадия Здоровцева пресвитера, прмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары Яковлевой (1918); прп. Агапита Таубе исп. (1936). Иконы Божией Матери, именуемой «Экономисса».
17:00  Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).