Календарь "Краеведческого вестника"



  • 8 января 1916 года (100 лет назад) Духовный Собор Троице-Сергиевой лавры уведомил благотворительный Комитет императрицы Александры Фёдоровны, занимавшийся оказанием помощи русским военнопленным, об отправлении в адрес Комитета 15 тысяч серебряных нательных крестиков и образков для раздачи их находящимся в плену воинам. Крестики и образки были изготовлены по предложению митрополита Московского Макария из хранившихся в лаврской ризнице старых серебряных лампад общим весом 1 пуд 26 фунтов (более 27 килограммов).

  • 14 января 1791 года (225 лет назад) купец Ерофеев обратился в ратушу Сергиевского Посада с жалобой, характерной для старой России с её рекрутскими наборами и постойной повинностью. Купец жаловался на некоего подпоручика Карцева, который, следуя с партией рекрутов из Ярославля в Харьков, остановился на постой в его, купца, доме. По версии Ерофеева офицер привёл на двор не только новобранцев, но и “двух непотребных девок”, а его самого выгнал из дома. По версии подпоручика виноват во всем был купец, который не только не пускал гостей в дом, но и ударил в набат, “собрав обывателей, чинил разбой”. Посадские “разбойники”, по версии офицера, украли у него 100 рублей ассигнациями и две пары платья. Чем закончилось это дело не известно, но наверняка по пути в Харьков рекруты долго ещё вспоминали Сергиевский Посад.

  • 16 января 1906 года (110 лет назад), в связи с “ненормальным повышением цен на керосин”, власти Сергиевского Посада вынуждены были согласиться на доплату 150 рублей сверх заключённого ранее контракта “поставщику уличного освещения” мещанину Д. И. Донскому. Как видим, и в прошлом жителям нашего города приходилось страдать от повышения цен на нефтепродукты. Отличие лишь в том, что в конце 1905 года причиной взлёта цен оказались не олигархи и биржевые спекулянты, а революционные беспорядки в Москве и забастовки на железных дорогах.

  • 29 января 1891 года (125 лет назад) в ответ на ходатайство думы Сергиевского Посада перед правительством об обложении налогом в пользу города расположенных в его черте строений Московско-Ярославской железной дороги, правление этой железной дороги ответило: “Сергиевскому Посаду не приходится жаловаться на Ярославскую железную дорогу, ибо дорога эта обогатила Посад. Благодаря ей Посад достиг нынешнего своего развития и благоустройства. Он находится не в худших, а в несравненно лучших условиях, чем другие уездные города, не лежащие при железных дорогах”. В конце концов, Министерство внутренних дел отклонило ходатайство посадской думы пополнить городской бюджет за счёт недвижимости железной дороги.

  • 31 января 1886 года (130 лет назад) вечером на станцию “Сергиево” прибыл экстренный поезд с телом скончавшегося в Москве известного писателя и публициста, хозяина усадьбы Абрамцево Ивана Сергеевича Аксакова. Покойного сопровождало до 200 человек: родственники, друзья, почитатели его таланта, корреспонденты московских газет. На станции вагон, обитый чёрным сукном, встретило духовенство Лавры. В зале ожидания 2-го класса над гробом отслужили панихиду, а затем городской голова произнёс краткую сочувственную речь. От станции траурная процессия двинулась к Лавре. Величественно-печальное шествие сопровождали густые толпы народа.

  • 2 февраля 1586 года (430 лет назад) наследник Ивана Грозного царь Фёдор Иоаннович пожаловал Троице-Сергиеву монастырю губную грамоту. Она подтверждала данное ещё ранее Иваном Грозным разрешение обители сыскивать в своих сёлах лихих людей, воров и разбойников. Для этого разрешено было выбирать приказчиков, губных старост и целовальников, а так же “тюрьмы поделати и сторожей к тюрьмам выбрати”. Едва ли будет преувеличением считать, что губная грамота XVI века положила начало местной системе правопорядка.

  • 6 февраля 1701 года (315 лет назад) в Москву на Пушечный двор привезли колокола, снятые со звонниц Троице-Сергиева монастыря. Согласно отчёту Пушкарского приказа, колокола были “болшие, пуд по сту и болши...”. Так монастырь исполнил знаменитый указ Петра I о сборе колокольной меди, понадобившейся царю для восстановления пушек, потерянных под шведской крепостью Нарва. Известно, что вскоре Пётр I распорядился вернуть Лавре колокол 1427 года, отлитый в игуменство преподобного Никона, не требуя за него других колоколов.

  • 14 февраля 1861 года (155 лет назад) священноначалие Лавры обратилось к митрополиту Московскому и архимандриту Троицкой обители Филарету (Дроздову) с просьбой разрешить выстроить в начале Переяславской улицы на месте обветшавших деревянных лавок новый каменный ряд с гостиничными номерами на втором этаже. Весной того же года началось строительство здания, известного впоследствии как Новая лаврская гостиница.

  • 16 февраля 1806 года (210 лет назад) рижский купец Ларион Антипов завершил строительство в Посаде двухэтажного здания публичных торговых бань. По отзыву властей Посада: “бани выстроены им снаружи в виде изряднейшем, а во внутренности оныя в самом хорошем расположении и отделаны самою чистою работою, каковых бань едва ль, где может оказаться, и вода приведена в бани как в дворянские, так всякого рода людей, мужские и женские, самая чистая чрез машины”. Отдав должное баням, отцы Посада немедленно разрешили Антипову сделать то, ради чего он и построил их, — открыть на втором этаже банного здания заведение с правом продажи виноградных вин и слабых сортов пива, но без крепких напитков. Как долго просуществовало это заведение, и продавалась ли в нём водка из-под полы, история умалчивает.

  • 20 февраля 1801 года (215 лет назад) ратуша Сергиевского Посада рассматривала вопрос о будочниках, которые несли караул в нескольких деревянных будках, поставленных вдоль пересекавшей Посад Московско-Переяславской дороги. Будочники должны были предотвращать ссоры и разбои, задерживать подозрительных лиц и бродяг, среди коих часто попадались бежавшие из армии рекруты и солдаты. Ратуша постановила, чтобы отныне в будках находилось не по одному, а по два наёмных караульных, так как на главной улице Посада часто случались конфликты и слышались крики “Караул!” Ратуша опасалась, как бы прохожие и проезжие люди “не обидели” и “не убили бы караульного одного человека до смерти”. Неспокойным все-таки местом был наш город 215 лет тому назад.

Константин Филимонов, ведущий научный сотрудник музея-заповедника
Источник: 
Газета "Вперед"

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

23 мая 2019 г. (10 мая ст. ст.)

Апостола Симона Зилота (I). Прп. Симона, архим. Радонежского, ученика прп. Сергия (XIV). Прп. Симона, экклесиарха (уставщика) Радонежского, ученика прп. Сергия (после 1377). Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского (1226). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI). Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Прп. Исидоры юродивой (IV). Блж. Таисии (V). Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).
17:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года...