Календарь "Краеведческого вестника"



  • 8 января 1916 года (100 лет назад) Духовный Собор Троице-Сергиевой лавры уведомил благотворительный Комитет императрицы Александры Фёдоровны, занимавшийся оказанием помощи русским военнопленным, об отправлении в адрес Комитета 15 тысяч серебряных нательных крестиков и образков для раздачи их находящимся в плену воинам. Крестики и образки были изготовлены по предложению митрополита Московского Макария из хранившихся в лаврской ризнице старых серебряных лампад общим весом 1 пуд 26 фунтов (более 27 килограммов).

  • 14 января 1791 года (225 лет назад) купец Ерофеев обратился в ратушу Сергиевского Посада с жалобой, характерной для старой России с её рекрутскими наборами и постойной повинностью. Купец жаловался на некоего подпоручика Карцева, который, следуя с партией рекрутов из Ярославля в Харьков, остановился на постой в его, купца, доме. По версии Ерофеева офицер привёл на двор не только новобранцев, но и “двух непотребных девок”, а его самого выгнал из дома. По версии подпоручика виноват во всем был купец, который не только не пускал гостей в дом, но и ударил в набат, “собрав обывателей, чинил разбой”. Посадские “разбойники”, по версии офицера, украли у него 100 рублей ассигнациями и две пары платья. Чем закончилось это дело не известно, но наверняка по пути в Харьков рекруты долго ещё вспоминали Сергиевский Посад.

  • 16 января 1906 года (110 лет назад), в связи с “ненормальным повышением цен на керосин”, власти Сергиевского Посада вынуждены были согласиться на доплату 150 рублей сверх заключённого ранее контракта “поставщику уличного освещения” мещанину Д. И. Донскому. Как видим, и в прошлом жителям нашего города приходилось страдать от повышения цен на нефтепродукты. Отличие лишь в том, что в конце 1905 года причиной взлёта цен оказались не олигархи и биржевые спекулянты, а революционные беспорядки в Москве и забастовки на железных дорогах.

  • 29 января 1891 года (125 лет назад) в ответ на ходатайство думы Сергиевского Посада перед правительством об обложении налогом в пользу города расположенных в его черте строений Московско-Ярославской железной дороги, правление этой железной дороги ответило: “Сергиевскому Посаду не приходится жаловаться на Ярославскую железную дорогу, ибо дорога эта обогатила Посад. Благодаря ей Посад достиг нынешнего своего развития и благоустройства. Он находится не в худших, а в несравненно лучших условиях, чем другие уездные города, не лежащие при железных дорогах”. В конце концов, Министерство внутренних дел отклонило ходатайство посадской думы пополнить городской бюджет за счёт недвижимости железной дороги.

  • 31 января 1886 года (130 лет назад) вечером на станцию “Сергиево” прибыл экстренный поезд с телом скончавшегося в Москве известного писателя и публициста, хозяина усадьбы Абрамцево Ивана Сергеевича Аксакова. Покойного сопровождало до 200 человек: родственники, друзья, почитатели его таланта, корреспонденты московских газет. На станции вагон, обитый чёрным сукном, встретило духовенство Лавры. В зале ожидания 2-го класса над гробом отслужили панихиду, а затем городской голова произнёс краткую сочувственную речь. От станции траурная процессия двинулась к Лавре. Величественно-печальное шествие сопровождали густые толпы народа.

  • 2 февраля 1586 года (430 лет назад) наследник Ивана Грозного царь Фёдор Иоаннович пожаловал Троице-Сергиеву монастырю губную грамоту. Она подтверждала данное ещё ранее Иваном Грозным разрешение обители сыскивать в своих сёлах лихих людей, воров и разбойников. Для этого разрешено было выбирать приказчиков, губных старост и целовальников, а так же “тюрьмы поделати и сторожей к тюрьмам выбрати”. Едва ли будет преувеличением считать, что губная грамота XVI века положила начало местной системе правопорядка.

  • 6 февраля 1701 года (315 лет назад) в Москву на Пушечный двор привезли колокола, снятые со звонниц Троице-Сергиева монастыря. Согласно отчёту Пушкарского приказа, колокола были “болшие, пуд по сту и болши...”. Так монастырь исполнил знаменитый указ Петра I о сборе колокольной меди, понадобившейся царю для восстановления пушек, потерянных под шведской крепостью Нарва. Известно, что вскоре Пётр I распорядился вернуть Лавре колокол 1427 года, отлитый в игуменство преподобного Никона, не требуя за него других колоколов.

  • 14 февраля 1861 года (155 лет назад) священноначалие Лавры обратилось к митрополиту Московскому и архимандриту Троицкой обители Филарету (Дроздову) с просьбой разрешить выстроить в начале Переяславской улицы на месте обветшавших деревянных лавок новый каменный ряд с гостиничными номерами на втором этаже. Весной того же года началось строительство здания, известного впоследствии как Новая лаврская гостиница.

  • 16 февраля 1806 года (210 лет назад) рижский купец Ларион Антипов завершил строительство в Посаде двухэтажного здания публичных торговых бань. По отзыву властей Посада: “бани выстроены им снаружи в виде изряднейшем, а во внутренности оныя в самом хорошем расположении и отделаны самою чистою работою, каковых бань едва ль, где может оказаться, и вода приведена в бани как в дворянские, так всякого рода людей, мужские и женские, самая чистая чрез машины”. Отдав должное баням, отцы Посада немедленно разрешили Антипову сделать то, ради чего он и построил их, — открыть на втором этаже банного здания заведение с правом продажи виноградных вин и слабых сортов пива, но без крепких напитков. Как долго просуществовало это заведение, и продавалась ли в нём водка из-под полы, история умалчивает.

  • 20 февраля 1801 года (215 лет назад) ратуша Сергиевского Посада рассматривала вопрос о будочниках, которые несли караул в нескольких деревянных будках, поставленных вдоль пересекавшей Посад Московско-Переяславской дороги. Будочники должны были предотвращать ссоры и разбои, задерживать подозрительных лиц и бродяг, среди коих часто попадались бежавшие из армии рекруты и солдаты. Ратуша постановила, чтобы отныне в будках находилось не по одному, а по два наёмных караульных, так как на главной улице Посада часто случались конфликты и слышались крики “Караул!” Ратуша опасалась, как бы прохожие и проезжие люди “не обидели” и “не убили бы караульного одного человека до смерти”. Неспокойным все-таки местом был наш город 215 лет тому назад.

Константин Филимонов, ведущий научный сотрудник музея-заповедника
Источник: 
Газета "Вперед"

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

10 декабря 2019 г. (27 ноября ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...