Священное Писание с объяснением. Евангельское чтение в Неделю 5-ю Великого поста (Мк. 10:32–45, зач. 47)

29241.jpg

Вместе с отцами Церкви рассмотрим последовательно сегодняшний евангельский отрывок (Мк. 10:32–45). В нем рассказывается об уврачевании Спасителем страсти первенства среди апостолов. Чем ближе наступало время великой Жертвы Христовой, тем чаще Господь напоминал об этом Своим ученикам, постепенно подготавливая их к будущему испытанию веры. Начав последний Свой путь, Он решительно идет ко Кресту, а подавленным страхом ученикам снова напоминает о необходимости Его страданий. Евангелист Марк подробно излагает эту беседу.

«Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (ст. 32–34). Свт. Иоанн Златоуст объясняет, что Христос «непрестанно напоминает им, чтобы частым напоминанием приучить их ум помышлять об этом и смягчить их скорбь». Цель же такого обращения Господа к ученикам двоякая: во-первых, показать, что Он «предвидел Свое страдание, и добровольно шел на него, а не так, как бы не знал этого, или против воли», а, во-вторых, чтобы ученики, «укрепленные ожиданием, тем удобнее перенесли Его страдание, и чтобы нежданное приближение последнего не привело их в крайнее смущение».

Однако, как добавляет св. евангелист Лука, ученики и на этот раз не уяснили пророческих слов Спасителя, к ним одним направленных: «Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного» (Лк. 18:34). Апостолы не могли понять, как согласовать проявившееся в великих чудесах всемогущество Учителя с предсказанием о Его уничижении, страданиях и смерти. Слово о Воскресении не утешало их, поскольку еще никто сам себя до Христа не воскрешал даже среди пророков. Если же и знали они о воскрешенных прежде, то до Иисуса Христа никто не воскресал так, чтобы потом не умирать.

«Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (ст. 35–37). У св. Марка речь принадлежит Иакову и Иоанну, а по евангелисту Матфею с таковой просьбой подошла ко Христу Спасителю мать (Мф. 20:20). Святой Златоуст согласует это так: сначала подошла к Спасителю их родительница, поскольку «они взяли с собою и мать, чтобы придать более силы своей просьбе и преклонить чрез нее Христа». Однако просьба принадлежала им – «это видно из того, что Христос к ним простирает Свое слово». Господь уже после просьбы матери спрашивает у самих апостолов Иакова и Иоанна: «Что хотите?», – конечно не по неведению, «но чтобы вынудить их самих к ответу, открыть рану, и затем дать соответствующее лекарство. Они же, стыдясь и краснея, так как побуждены были страстью человеческою, отозвав Его от прочих учеников, начали предлагать свою просьбу. Евангелист говорит, что они зашли вперед, чтобы не обнаружить себя пред прочими, и тут открыли свое желание. Желание же их, как я думаю, – говорит Златоуст, – состояло в том, чтобы занять первые престолы…» И это потому так, что до сошествия Святого Духа на апостолов и они ожидали вместе со всем Израилем земного воцарения Мессии. Сам Спаситель открыл тому причину: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3).

«Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано» (ст. 38–40). Еще не знали апостолы, по слову Златоустого, что «никто, ни с правой, ни с левой стороны Его, не будет сидеть. Престол этот недоступен ни для кого, не только для людей, как-то: святых и апостолов, но и для ангелов, и для архангелов, и для всех высших сил. Павел поставляет это отличительным преимуществом Единородного, говоря: кому же от ангел рече когда: седи одесную Мене? И ко ангелом убо глаголет: творяй ангелы Своя духи. К Сыну же: престол Твой, Боже» (Евр. 1:13, Евр. 1:7, Евр. 1:8).

Господь Своим вопросом исправляет мысль апостолов, показывает, что не в земной жизни время наград, и вместе с тем прикровенно предлагает им Свой путь: «можете ли пить чашу», что значит – пойти на смерть, пролить кровь свою. Привлекая их добавляет: «которую Я пью», чтобы через общение с Собой возбудить их к подвигу. В пылу усердия ученики отвечают Ему: «можем», показывая решимость, но не зная того, что сказали, а «надеясь услышать согласие на свою просьбу». В ответ Господь предсказывает им мученичество, как бы говоря: «так же, как и Я, скончаете жизнь насильственной смертью, и в этом будете Моими участниками в страдании». Заключает же Свой ответ на просьбу братьев: «не от Меня, но кому уготовано», давая понять, что не за избрание в число учеников, но за труды ради Бога и по мере соучастия в страданиях Христовых дается первенство. Господь таким словом побуждает «Своих учеников к тому, чтобы они надежду спасения и прославления, после благодати Божией, полагали в собственных добрых делах», как бы говоря: «Что же, если другие окажутся лучше вас? Если они более потрудятся? Ужели вы за то только, что были Моими учениками, должны получить первенство, хотя бы сами и не оказались достойными такого преимущества?».

«И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна» (ст. 41). Прочие ученики «не тотчас обнаружили свое негодование, когда те начали просить, но тогда уже, когда Христос укорил их и сказал, что они не получат первенства, если не окажут себя достойными его», – толкует св. Златоуст, прибавляя: «Видишь ли, как все они были несовершенны, – как эти двое, желавшие возвысится над десятью, так и те, завидовавшие двоим? Но посмотри на их последующую жизнь, и ты увидишь их свободными от всех этих страстей».

«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (ст. 42–44). Прежде, когда бывали споры о первенстве у апостолов, Спаситель ставил им в пример детей (Мф. 18:1–4; Мк. 9:35–36), повелевая подражать их простоте, незлобию и смирению. Теперь же Господь более резко обличает дух превозношения в учениках, стыдит их сравнением с народами языческими, которым свойственно желание первенствовать друг над другом. Затем словом Своим Он насаждает в апостолах дух кротости, как бы так говоря: «те, которые так ищут первенства, более посрамляют самих себя: они находятся в числе последних. У нас не то, что у язычников: “князья народов господствуют над ними”, – у Меня последний есть первый». Дух кротости делает святых похожими на Христа Спасителя. Так, прп. Силуан Афонский свидетельствует: в раю Божием «от смирения Христова все будут рады видеть других выше себя. Смирение Христово в меньших обитает; они рады, что они меньше. Так мне дал разуметь Господь».

«Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (ст. 45). Примером для апостолов и всех нас Спаситель дает Себя. Он сделал более, чем ждет от нас, как бы так говоря: «Я не остановился на том только, чтобы послужить, но и душу Свою отдал в искупление; и за кого же? за врагов. Ты, если смиряешься, смиряешься для себя самого, а Я смиряюсь для тебя. Итак, не опасайся потерять честь свою через это», – толкует свт. Иоанн Златоуст слова Господни, и поощряет затем всякого христианина: «Сколько бы ты ни смирялся, никогда не можешь смириться столько, сколько смирился Владыка твой. Однако это уничижение Его сделалось возвышением для всех и открыло славу Его».

Объяснение литургийного евангельского чтения составлено на основе: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея (Беседа 65).


5 Апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Удивительный случай во время войны 1812 года
Удивительный случай во время войны 1812 года

Принц Эжен Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, был генералом войск Наполеона и участвовал в военных действиях против России во время Отечественной войны 1812 года. С двадцатитысячным отрядом подошел он из Москвы к Звенигороду. Он занял комнаты в Сторожевской обители, а его солдаты рассеялись по монастырю и начали грабительствовать, не щадя даже храмов и святых икон... Однажды вечером принц лег и уснул, и вот наяву или во сне – он сам не знал того – видит, что в комнату входит какой-то благообразный старец...

Пожар в Гостином дворе
Пожар в Гостином дворе

27 июня (ст. ст.) (9 июля нов. ст.) 1838& года в верхнем конце Переславской улицы, севернее Троице-Сергиевой лавры, начался пожар. Огонь уничтожил почти всю северо-восточную и восточную часть города вплоть до Рождественской церкви рядом с Красногорской площадью.

Новая жизнь старого колокола
Новая жизнь старого колокола

В 1708 году Иван Моторин отлил для Троице-Сергиева монастыря колокол весом 161 пуд. Новый колокол, названный «Баран», был перелит из колокола времен преподобного Никона, возвращенного монастырю в 1701 году и повредившегося от пожара.

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.