Проповедь в день празднования Казанской иконе Божией Матери. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Проповедь в день празднования Казанской иконе Божией Матери. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры, наши предки, русские православные люди имели твердую и глубокую веру в небесное предстательство Богоматери и часто обращались к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях с теплой и усердной молитвой. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию. И Матерь Божия не оставляла эту веру тщетной, но подавала скорую помощь каждому просящему. История Государства Российского полна свидетельств об этих неисчислимых милостях Матери Божией, оказанных Ею как нашему народу в целом, так и отдельным людям.

Народ русский с самых древних времен отличался простотой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу нашему Иисусу Христу. И в этой простой, но твердой вере и искренней любви кроется причина особенного благоволения и милости Матери Божией к Русской земле. Хотя целые страны считают Ее своей Покровительницей, в нашем Отечестве имя Пресвятой Богородицы всегда было окружено большим почитанием, нежели где-либо еще. И на наше Отечество более, чем на какую бы то ни было другую землю, излила Богоматерь Свои милости и Свою благодать. Посмотрите, во всяком крупном русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные образы. Всемилостивая Заступница восхотела дать людям как бы небесный залог Своей любви к ним – честны́е Свои иконы. И нет, кажется, уголка во всем христианском мире, где не было бы особо чтимого образа Царицы Небесной. И никакие иконы угодников Божиих не прославлены столькими чудотворениями, сколькими прославились иконы Богоматери.

В числе наиболее чтимых и прославленных икон Ее находится и икона, именуемая Казанской, в честь которой и установлен настоящий праздник. Историю этой чудотворной иконы вы в большинстве своем, наверное, знаете. Но более всего прославилась икона Казанской Божией Матери во время борьбы нашего Отечества против нашествия и владычества поляков в 1612 году, когда заступлением Царицы Небесной спасена была Русская земля.


Казанская икона Божией Матери. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

При воспоминании истории настоящего праздника обращает на себя внимание, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что явление Божией Матери было не кому иному, а только невинной и чистой по душе девятилетней отроковице, которая и сподобилась собственноручно откопать в земле указанную чудотворную икону Ее. Это приводит нас к тому рассуждению, что только чистые душой близки к Божественной святыне и что Богоматерь особенно благоволит к чистым душам. Господь еще через пророка Исаию говорил: «Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших» (Ис. 1:16). Ясно, чего требует Господь через пророка Своего. Он повелевает каждому измывать скверны своего сердца и приобретать чистоту души. А разве есть какая-либо нечистота в нашей душе? Разве греховные скверны имеют место в нашем сердце? Да, имеют. Всякий грех получает свое начало в нашей душе, и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. «Всяк помышляет в сердцы своем прилежно на злая во вся дни» (Быт. 6:5). Изнутри, «от сердца человеческого исходят помышления злая» (Мф. 15:19).

Поэтому-то апостол Павел и говорит: «Очис­тим себе от всякия скверны – не только плоти, но и духа» (2 Кор. 7:1). Что же это за нечистота души и что же это за скверна греха в нашем сердце? Нечистота души и скверна сердца – это худые, богопротивные мысли. «Мерзость Господеви помысл неправедный» (Притч. 15:26), – говорит премудрый Соломон. Нечистота души и скверна сердца суть все греховные движения души, гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость. Нечистота души и скверна сердца суть корыстолюбивые желания и сладострастные похотения. Поэтому-то Бог в Законе Своем повелевает нам «не желать ни жены искреннего своего, ни дома его, ни села его, ни раба его, ни скота его, ниже всех, елика суть ближняго твоего» (Втор. 5:21). И святая Церковь научает нас молиться: Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых.

Нечистота души и скверна сердца суть чрезмерные заботы житейские, удаляться которых заповедует Спаситель. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить... потому что всего этого ищут язычники» (Мф. 6:25, 32).

Нечистота души и скверна сердца суть тайные, по большей части нами не примечаемые, грехолюбивые мысли и желания. «Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя... аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика» (Пс. 18:13–14).

Нечистота души и скверна сердца суть все суетные, мирские помыслы. Поэтому мы молимся Господу: Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных. При такой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал никаких явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Таковы были фарисеи, которых обличал Господь, говоря: «Внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония» (Мф. 23:28). Ибо Бог не на лица зрит, но испытует сердца и утробы. Поэтому должно всемерно избегать всех обольщений и соблазнов, от которых порождаются в душе нечистые мысли и желания и возбуждаются страсти. Поэтому, если соблазны так пагубно, искушающе действуют, то необходимо отвращать очи, «еже не видети суеты» (Пс. 118:37), и ограждать чувства, чтобы отразить все приражения и козни лукавого.

Пресвятая Богородица, как мы уже сказали, особенно благоволит к душам непорочным, будучи Сама светлейшей солнца. Ее веселят души чистые, поэтому нужно всемерно заботиться об очищении души от всякой греховной скверны и утверждении противоположных страстям добродетелей. Ведь и Господь радуется чистоте сердца и удостаивает зреть Себя преимущественно чистым сердцем: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Если же прелесть и суета или гордая, или тщеславная мысль, или корыстолюбивое желание, или сладострастное похотение уже прокрались в душу, то необходимо немедленно воспротивиться им, подавить и умертвить их здравым рассуждением и сердечною молитвой ко Господу нашему Иисусу Христу и к Пречистой Деве Марии. А если случится не устоять против обольщения и пасть, если душа омрачится скверною греха, тогда нужно омывать скверну и очищать душу слезами покаяния. К слезам же покаяния должно присоединять и теплую молитву. Аминь.


3 ноября 2020

< Назад | Возврат к списку

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.