«Ныне прославлен Сын Человеческий»

«Ныне прославлен Сын Человеческий»

Воскресение Христа представляет собой действие Божие в истории, последнее эсхатологическое событие. В Новом Завете Воскресение никогда не представляется событием изолированным, стоящим обособленно. Оно связано с Крестом, предшествующим ему, и с Вознесением и схождением Святого Духа, которые следуют за ним. Как значение Креста раскрывается в Воскресении, так и Вознесение показывает нам значение телесного Воскресения Христа. Воскресение придает значение и единство событиям прошлого и будущего.

В этой последней главе мы рассмотрим связи между Воскресением Христа и событиями, последовавшими за ним, – Вознесением и дарованием Духа. Наше внимание будет сосредоточено на Ин. 20 и Деян. 1-2, которые, на первый взгляд, предлагают две разные хронологии этих событий в жизни Христа и в жизни Церкви. Иоанн рассказывает нам, что Христос вознесся, а Дух был дан в самый день Воскресения. Однако в книге Деяний Лука повествует о том, что Дух сошел на христианскую общину в Иерусалиме через пятьдесят дней после Воскресения и через десять дней после Вознесения. Описывают ли два эти сообщения по-разному одно и то же событие или же они излагают различные события, особые дары Духа, имевшие место в различное время и в различных местах? Когда, согласно этим двум евангелистам, произошло Вознесение и дарование Духа и каково было их значение?

В Евангелии от Иоанна мы находим сообщения о Воскресении, о явлениях после Воскресения и о даровании Духа, но здесь нет отдельного описания Вознесения. Согласно этому Евангелию, в первый день недели гробница была обнаружена пустой, в ней лежали лишь пелены и платок. В тот же день Воскресший Христос явился Марии Магдалине, которую послал возвестить ученикам: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17), и вечером того же дня, т.е. дня Его Воскресения, Он пришел к одиннадцати и даровал им Святого Духа (20:19-23). Все эти события произошли за один день.

Апостол и евангелист Иоанн не сообщает нам о «видимом» Вознесении. Он представляет Вознесение как завершение «часа», в который Иисус достиг Отца, пройдя через смерть и Воскресение. Воскресение и Вознесение, наряду с явлениями после Воскресения, рассматриваются, таким образом, вместе, как события единого целого. По словам одного современного толкователя, апостол Иоанн «видит в Воскресении и Вознесении Иисуса единую цепь событий, в которую вторгаются события явлений Христа». Явление Христа Марии Магдалине происходит во время Его Вознесения к Отцу (Ин. 20:17). Для Иоанна вся последовательность событий принадлежит тайне Христа и не может быть разделена.

Единое ви́дение этих событий св. Иоанном разделяется также и апостолом Павлом (Флп. 2:8 и слл. и Еф. 1:20), в Послании к Евреям (1:3-4) и в книге Откровения (5:11-13), которые подобным же образом не делают попыток отделить Воскресение от Вознесения. Однако предполагается, что хотя они и связаны, существует определенное различие между Воскресением и его плодами. Воскресением Христос побеждает смерть; вознесшись, Он восседает «одесную Отца», разделяя с Ним славу и власть господства над всем творением. Матфей также не проявляет особого интереса к четкому различению между Воскресением и Вознесением. В самом конце его Евангелия мы видим образ вознесенного Сына Человеческого, наставляющего одиннадцать учеников в Галилее: «Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа... и вот, Я с вами все дни до скончания века» (28:19-20).

Наконец, и в своем богослужении ранняя Церковь придерживалась этого единого ви́дения Воскресения и прославления Христа. В доникейский период Вознесение Христа не отмечалось как отдельный праздник; скорее Церковь праздновала тайну спасения в целом, одну тайну с несколькими воспоминаниями, одним из которых было Вознесение. Борис Бобринской в своем исследовании «Вознесение и литургия» указывает, что в доникейский период все пятьдесят дней после Пасхи, вероятно, посвящались общему и неделимому празднованию славных тайн Христовых, без специального акцента на Вознесении, но в общем размышлении о восхождении нашего Спасителя в Воскресении и Вознесении». Первое свидетельство об отдельном праздновании Вознесения восходит к Церкви Иерусалима четвертого века, когда этот праздник отмечался в полдень Пятидесятницы на Елеонской горе, а первые гомилии, относящиеся к празднику Вознесения, мы находим у св. Иоанна Златоуста и св. Григория Нисского.

Поэтому представляется, что ранняя Церковь праздновала основные события жизни Христа в целом, а отдельное празднование Вознесения Христова появилось позже и, как кажется, было установлено под влиянием хронологической последовательности книги Деяний. Однако, вместе с К. Моулом, мы должны предупредить, что «при всем вышесказанном остается вопрос, так ли уж свидетельство литургического празднования противоречит действительному опыту первых учеников или устным преданиям».

Источник: В. Кесич. Первый день нового творения. Воскресение и христианская вера. К.: «Пролог», 2006. – С. 169-172.


28 Мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.