Золотошвейная мастерская

С первых веков христианства церковное богослужение и храм украшаются предметами шитья – начиная с простых льняных покровов и заканчивая искусно украшенными шелковой и золотой вышивкой изделий.

Вышивка как вид религиозного искусства был известен и в дохристианскую эпоху. Из книг Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о том, что Господь повелел Моисею украсить скинию ветхозаветного храма покрывалами из крученого виссона с изображениями Херувимов «искусной работы»(см.: Исх. 26, 1).

Христианское богослужение, как известно, вышло из Иудейского храма, следовательно, оно переняло и некоторые его особенности, в том числе традицию украшать священное пространство храма тканями и вышивкой.

Особое развитие религиозная вышивка получила в Византийской империи с момента принятия ею христианства. 

До наших дней дошли предметы церковного шитья Византии, такие как катапетасмы, т.е. алтарные завесы, плащаницы, литургические воздухи, облачения и многое другое. 

Для церковной вышивки использовались шелковые, серебряные, золотые нити, жемчуг и драгоценные камни.

На Русь искусство церковного шитья пришло вместе с Христианством. 

Церковной вышивкой на Руси занимались в женских иноческих обителях, в царских и великокняжеских домах.

На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские («светлицы») – столичные «царицыны» мастерские, мастерская Строгановых и Старицких, других«именитых людей» – купцов или промышленников.

Подбирая образцы для шитых изображений, мастерицы обращались к работам знаменитых иконописцев своего времени, таких как преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Даниил Черный и их ученики, которые и создали Русский иконописный канон. Древние памятники церковного шитья свидетельствуют нам о тесной связи шитого изображения с древней каноничной иконой. 

Соработничество искусных вышивальщиц и святых иконописцев породило неподражаемый стиль русского церковного шитья, о котором свидетельствуют древние памятники. 

Искусство церковного шитья живо на Руси и по сей день. Как в древности, так и сейчас по всей стране при монастырях создаются вышивальные мастерские, в духовных школах открываются отделения лицевого и золотного шитья. 

Одним из ярких примеров современного возрождения этого древнего искусства является золотошвейная мастерская Троице Сергиевой Лавры. 

Лавра издревле собирала под своим благодатным покровом различных искусных мастеров. Среди них были и вышивальщицы. 

Ризница Лавры обогащалась работами собственных вышивальщиц; кроме того, в монастырь делали богатые вклады царские и великокняжеские дома. 

С 2003 года в стенах Лавры действует золотошвейная мастерская, оснащенная новейшим вышивальным оборудованием. 

Одним из основных направлений деятельности мастерской является возрождение древнерусских традиций золотного и лицевого шитья с применением при этом новейшего автоматического вышивального оборудования. 

В создании предметов шитья мастерицам помогает богатейшая монастырская ризница, в которой собраны памятники церковного шитья XIV -XIX века.

Непосредственная работа с этими памятниками позволяет наиболее полно изучать и внедрять принципы и традиции древнерусского церковного шитья. 

В создании уникальных предметов шитья, мастерской помогают профессиональные мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии.

Сотрудничество с иконописцами позволяет создавать каноничные иконописные и орнаментальные рисунки, адаптированные для электронной машинной вышивки. 

При создании изделий используются преимущественно натуральные ткани, шелковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. 

Таким образом, сотрудничество искусных вышивальщиц и профессиональных иконописцев является сегодня основой возрождения и продолжения в Троице-Сергиевой Лавре древнейших традиций церковного шитья с использованием при этом новейшего вышивального оборудования. 


Теги: мастерские Лавры
Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

27 июля 2017 г. (14 июля ст. ст.)

Прп. Стефана Махрищского (1406). Ап. от 70-ти Акилы (I). Мч. Иуста (I). Прп. Еллия монаха (IV). Прп. Онисима чудотворца (IV). Мч. Иоанна Мервского. Прп. Никодима Святогорца (1809). Сщмч. Константина Богоявленского пресвитера (1918); сщмч. Николая Порецкого пресвитера (1933).
17:00 - 20:00 Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей