Золотошвейная мастерская


С первых веков христианства церковное богослужение и храм украшаются предметами шитья, начиная с простых льняных покровов и заканчивая искусно украшенными шелковой и золотой вышивкой изделий.

Вышивка как вид религиозного искусства был известен и в дохристианскую эпоху. Из книг Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о том, что Господь повелел Моисею украсить скинию ветхозаветного храма покрывалами из крученого виссона с изображениями Херувимов «искусной работы» (см.: Исх. 26, 1).

Христианское богослужение, как известно, вышло из Иудейского храма, следовательно, оно переняло и некоторые его особенности, в том числе традицию украшать священное пространство храма тканями и вышивкой.

Особое развитие религиозная вышивка получила в Византийской империи с момента принятия ею христианства.

До наших дней дошли предметы церковного шитья Византии, такие, как катапетасмы, т.е. алтарные завесы, плащаницы, литургические воздухи, облачения и многое другое.

Для церковной вышивки использовались шелковые, серебряные, золотые нити, жемчуг и драгоценные камни.

На Русь искусство церковного шитья пришло вместе с христианством.

Церковной вышивкой на Руси занимались в женских иноческих обителях, в царских и великокняжеских домах.

На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские («светлицы»): столичные «царицыны» мастерские, мастерская Строгановых и Старицких, других «именитых людей» – купцов или промышленников.

Подбирая образцы для шитых изображений, мастерицы обращались к работам знаменитых иконописцев своего времени, таких, как преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Даниил Черный и их ученики, которые и создали русский иконописный канон. Древние памятники церковного шитья свидетельствуют нам о тесной связи шитого изображения с древней каноничной иконой.

Соработничество искусных вышивальщиц и святых иконописцев породило неподражаемый стиль русского церковного шитья, о котором свидетельствуют древние памятники.

Искусство церковного шитья живо на Руси и по сей день. Как в древности, так и сейчас по всей стране при монастырях создаются вышивальные мастерские, в духовных школах открываются отделения лицевого и золотного шитья.

Одним из ярких примеров современного возрождения этого древнего искусства является золотошвейная мастерская Троице Сергиевой Лавры.

Лавра издревле собирала под своим благодатным покровом различных искусных мастеров. Среди них были и вышивальщицы.

Ризница Лавры обогащалась работами собственных вышивальщиц; кроме того, в монастырь делали богатые вклады царские и великокняжеские дома.

С 2003 года в стенах Лавры действует золотошвейная мастерская, оснащенная новейшим вышивальным оборудованием.

Одним из основных направлений деятельности мастерской является возрождение древнерусских традиций золотного и лицевого шитья с применением при этом новейшего автоматического вышивального оборудования.

В создании предметов шитья мастерицам помогает богатейшая монастырская ризница, в которой собраны памятники церковного шитья XIV–XIX вв.

Непосредственная работа с этими памятниками позволяет наиболее полно изучать и внедрять принципы и традиции древнерусского церковного шитья.

В создании уникальных предметов шитья мастерской помогают профессиональные мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.

Сотрудничество с иконописцами позволяет создавать каноничные иконописные и орнаментальные рисунки, адаптированные для электронной машинной вышивки.

При создании изделий используются, преимущественно, натуральные ткани, шелковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг.

Таким образом, сотрудничество искусных вышивальщиц и профессиональных иконописцев является сегодня основой возрождения и продолжения в Троице-Сергиевой Лавре древнейших традиций церковного шитья с использованием при этом новейшего вышивального оборудования.



Теги: мастерские Лавры
Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

14 ноября 2019 г. (1 ноября ст. ст.)

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII). Прп. Мавры (V). Сщмч. протоиерея Иоанна Кочурова (1917). Прмч. Леонида Молчанова (1918); сщмчч. Всеволода Смирнова, Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Архангельского, Петра Воскобойникова, Василия Колоколова пресвитеров, прмчч. Анатолия Ботвинникова, Евфросина Антонова и мч. Иакова Блатова (1937); прмч. Иннокентия Мазурина (1938).
06:30  Средняя Литургия
Троицкий собор
08:00 Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИЕРЕМИЯ, ИОАНН, ИЛИЯ, МЕФОДИЙ, АЛЕКСАНДР, ГЛЕБ (Р.), игум. ИЛАРИОН, СИМЕОН; иером. ИППОЛИТ, ИПАТИЙ, ХРИСТОФОР, ВАЛЕРИАН
Предтеченский храм
08:30  Поздняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).