Золотошвейная мастерская


С первых веков христианства церковное богослужение и храм украшаются предметами шитья – начиная с простых льняных покровов и заканчивая искусно украшенными шелковой и золотой вышивкой изделий.

Вышивка как вид религиозного искусства был известен и в дохристианскую эпоху. Из книг Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем о том, что Господь повелел Моисею украсить скинию ветхозаветного храма покрывалами из крученого виссона с изображениями Херувимов «искусной работы»(см.: Исх. 26, 1).

Христианское богослужение, как известно, вышло из Иудейского храма, следовательно, оно переняло и некоторые его особенности, в том числе традицию украшать священное пространство храма тканями и вышивкой.

Особое развитие религиозная вышивка получила в Византийской империи с момента принятия ею христианства. 

До наших дней дошли предметы церковного шитья Византии, такие как катапетасмы, т.е. алтарные завесы, плащаницы, литургические воздухи, облачения и многое другое. 

Для церковной вышивки использовались шелковые, серебряные, золотые нити, жемчуг и драгоценные камни.

На Русь искусство церковного шитья пришло вместе с Христианством. 

Церковной вышивкой на Руси занимались в женских иноческих обителях, в царских и великокняжеских домах.

На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские («светлицы») – столичные «царицыны» мастерские, мастерская Строгановых и Старицких, других«именитых людей» – купцов или промышленников.

Подбирая образцы для шитых изображений, мастерицы обращались к работам знаменитых иконописцев своего времени, таких как преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Даниил Черный и их ученики, которые и создали Русский иконописный канон. Древние памятники церковного шитья свидетельствуют нам о тесной связи шитого изображения с древней каноничной иконой. 

Соработничество искусных вышивальщиц и святых иконописцев породило неподражаемый стиль русского церковного шитья, о котором свидетельствуют древние памятники. 

Искусство церковного шитья живо на Руси и по сей день. Как в древности, так и сейчас по всей стране при монастырях создаются вышивальные мастерские, в духовных школах открываются отделения лицевого и золотного шитья. 

Одним из ярких примеров современного возрождения этого древнего искусства является золотошвейная мастерская Троице Сергиевой Лавры. 

Лавра издревле собирала под своим благодатным покровом различных искусных мастеров. Среди них были и вышивальщицы. 

Ризница Лавры обогащалась работами собственных вышивальщиц; кроме того, в монастырь делали богатые вклады царские и великокняжеские дома. 

С 2003 года в стенах Лавры действует золотошвейная мастерская, оснащенная новейшим вышивальным оборудованием. 

Одним из основных направлений деятельности мастерской является возрождение древнерусских традиций золотного и лицевого шитья с применением при этом новейшего автоматического вышивального оборудования. 

В создании предметов шитья мастерицам помогает богатейшая монастырская ризница, в которой собраны памятники церковного шитья XIV -XIX века.

Непосредственная работа с этими памятниками позволяет наиболее полно изучать и внедрять принципы и традиции древнерусского церковного шитья. 

В создании уникальных предметов шитья, мастерской помогают профессиональные мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии.

Сотрудничество с иконописцами позволяет создавать каноничные иконописные и орнаментальные рисунки, адаптированные для электронной машинной вышивки. 

При создании изделий используются преимущественно натуральные ткани, шелковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. 

Таким образом, сотрудничество искусных вышивальщиц и профессиональных иконописцев является сегодня основой возрождения и продолжения в Троице-Сергиевой Лавре древнейших традиций церковного шитья с использованием при этом новейшего вышивального оборудования. 



Теги: мастерские Лавры
Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры Золотошвейная мастерская Троице-Сергиевой Лавры

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

23 сентября 2017 г. (10 сентября ст. ст.)

Суббота пред Воздвижением. Прмч. Гавриила (Яцика), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (1937). Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры (305–311). Прп. Павла Послушливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. кн. Андрея, в иночестве Иоасафа, Спасокубенского (1453). Апп. от 70-ти Апеллия, Лукия и Климента (I). Мч. Варипсава (II). Блгв. царицы Греческой Пульхерии (453). Свтт. Петра и Павла, епископов Никейских (IX). Собор Липецких святых. Сщмчч. Исмаила Кудрявцева, Евгения Попова, Иоанна Попова, Константина Колпецкого, Петра Григорьева, Василия Максимова, Глеба Апухтина, Василия Малинина, Иоанна Софронова, Петра Юркова, Николая Павлинова, Палладия Попова пресвитеров, прмч. Мелетия Федюнева, мч. Симеона Туркина, мц. Татианы Гримблит (1937); сщмч. Уара, еп. Липецкого (1938).
17:00 - 20:30 Всенощное бдение с литией
Успенский собор
20:30 - 23:00 Вечерняя исповедь (совершается после всенощного бдения с литией)
Разрешают: архим. АЛЕКСАНДР, ИЛИАН, ГЛЕБ (Р.); игум. СЕВАСТИАН, НИКОЛАЙ; иером. ГАВРИИЛ, ИППОЛИТ, ВАДИМ
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей