Колокольня (1741 – 1770)

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1770 гг., замыкает собой северную сторону соборной площади Троице-Сергиевой лавры. Высота её составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.

 
Вид на колокольню со стороны Академического сада

К концу XVII века в Троице-Сергиевом монастыре появились новые высокие здания. Прежняя колокольня как по местоположению, так и по архитектуре уже не соответствовала обновлённому виду обители. Монастырские власти стали хлопотать о сооружении новой колокольни взамен старой у Духовской церкви.

В марте 1738 г. из Петербурга последовало распоряжение Святейшего Синода разобрать старую колокольню и снять план монастыря. План Троицкого монастыря составил архитектор И.Ф. Мичурин, руководивший застройкой Москвы. Ответ из Петербурга пришёл лишь два года спустя. Предписывалось строить колокольню по проекту придворного архитектора И. Я. Шумахера.

 
Храм прп. Михаила Малеина (на месте Старой братской трапезной и нынешней колокольни) 
Вид с восточной стороны
 
Проект колокольни представлял собой обычную для того времени трехъярусную композицию с довольно тяжеловесными пропорциями. Место для новой звонницы располагалось в центре древней площади монастыря, против западного входа в Успенский собор. И.Ф. Мичурин, которому было поручено строительство колокольни, стазу же поднял вопрос о неправильном выборе места под сооружение, которое загромоздило бы всю площадь перед Троицким собором. Он предложил поставить колокольню на северной стороне площади, где ещё стояла старая монастырская Трапезная XV века. Предложение Мичурина, поддержанное монастырскими властями, было послано в Петербург и отвергнуто со ссылкой на распоряжение императрицы Анны Иоанновны. Строительство затягивалось, но вскоре неожиданная смерть Анны Иоанновны поставила точку в решение спора. Монастырь получил уведомление, что правительница всея России Анна Леопольдовна приказала строить колокольню на том месте, о котором власти монастыря просили. 

 
Колокольня. Чертеж из архитектурного альбома 
Троице-Сергиевой Лавры 1745-89 гг.
 


И.Ф. Мичурин руководил строительством колокольни вместе со своим помощником И. Жуковым семь лет и вывел её на высоту двух ярусов, так как работали неспешно, чтобы колокольня «на фундаменте отстояться могла без повреждения». В 1747 г. И.Ф. Мичурин был отозван, ему было поручено строительство Андреевского собора в Киеве и руководство по сооружению звонницы перешло к ведущему московскому архитектору Д.В. Ухтомскому, который внес свою лепту в ее художественное и символическое осмысление, сделал ее выдающимся памятником архитектуры. 

Он во время посещения монастыря императрицей Елизаветой Петровной в июле 1753 г. представил ей проект увеличения высоты колокольни. Предложение о надстройке колокольни понравилось императрице, по его замыслу на могучем кубическом постаменте были воздвигнуты не два, а четыре яруса звонницы. На нижний двухэтажный ярус колокольни поставлены четыре убывающих вверх яруса звона. Увенчанные необычным куполом в виде золотой чаши с коронами по четырём сторонам, два яруса придают взлёт всему сооружению. Для гармоничного восхождения высот в архитектурном ансамбле одновременно с надстройкой колокольни происходило повышение глав куполов Успенского собора (1753 г.). Колокольня вместе с крестом достигла 88 м, высоко вознесшись над всеми постройками монастыря. 


Самая высокая колокольня в России знаменовала собой славу «наизнатнейшего» монастыря, удостоившегося в 1744 г. почетного звания Лавры. 

Однако работы по отделке и украшению здания растянулись ещё на 15 лет. Работы по сооружению колокольни завершились только в 1770 г. В 1785 г. лаврская звонница вновь подверглась реконструкции - у неё были заложены два из четырёх входов и открытое гульбище первого яруса со временем перекрыли железной кровлей.  


С возведением колокольни ансамбль архитектурных памятников Троице-Сергиева монастыря получил своё логическое завершение. 

Специально для колокольни известный тульский мастер Иван Кобылин Большой изготовил в 1784 г. башенные часы с курантами, которые работали на протяжении 120 лет и только в 1905 г. их механизм заменили новым.  

Великолепная звонница, несмотря на свои размеры, изящная и легкая, была заполнена колоколами различных размеров и звуковых тональностей. Первоначально на ней было подвешено 42 колокола. (Позднее их число доходило до 50.) Самый большой — Царь-колокол, весил 4065 пудов (65 т), отлитый по указанию Елизаветы в 1748 году был самым большим колоколом России (после двух кремлевских). Огромные размеры и вес имел также Воскресный или Корноухий колокол (1270 пудов), отлитый знаменитым Ф. Маториным в 1683 году и названный так за то, что не имел медных отливных ушей. Полиелейный (Годуновский) колокол весом 1850 пудов был отлит при царе Борисе Годунове в 1650 году.

 
Открытка 50-х гг. 20 века

Самыми же древними колоколами лаврской звонницы являются колокол Славословный ("Лебедь") весом 625 пудов, отлитый Борисом Годуновым в 1594 года, и небольшой 20-пудовый Никоновский, отлитый еще в 1420 году при игуменстве преподобного Никона Радонежского. Художественно-историческое значение имеют небольшие колокола 1598, 1649, 1662 года и большие - Панихидный (1796 г.) и Вседневный ("Переспор") 1780 г. 

Звуком радостным и томным 
Стонут сорок колоколов. 
Корноух с Царем огромным, 
Звонкий Лебедь, Годунов 
С Переспором всем собором
Повторяют песнь веков.


***

Трагической была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой Лавры. Колокола на величественной 88-метровой лаврской колокольне поражали своей величиной и искусством колокольного литья. По распоряжению Главнауки в середине ноября 1929 года музейные работники Сергиевского музея с рабочими Рудметаллторга стали готовить к съему Царь-колокол и шесть других крупных колоколов - за исключением некоторых наиболее древних. Музейщики, правда, никак не соглашались на уничтожение Воскресного (Корноухого) колокола, отлитого в XVII веке. Завидную настойчивость проявили руководители Московского окружного финотдела, потребовавшие от Главнауки снятия и Корноухого, обосновывая это и тем, что “помимо этого колокола в Лавре есть еще 3 колокола конца XVII века”. Уже в конце ноября 1929 года заведующий музейным подотделом МОНО дал разрешение Рудметаллторгу на снятие Корноухого.


За гибелью гордости России — колоколов первой на Руси обители Троице-Сергиевой Лавры следили многие. Иллюстрированные печатные официозы типа “Безбожника”, “Безбожника у станка”, “Огонька” и другие печатали фотографии низверженных четырехтысячепудового Царь-колокола, а также Корноухого, Годуновского и улыбающихся "победителей" на них. Приведем дневниковые записи писателя М. Пришвина, бывшего свидетелем этой трагедии: 


“11-го (января 1930 г.) сбросили Корноухого. Как по-разному умирали колокола. Большой Царь, как Большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе настоящую детскую комнату. Корноухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами... Когда он упал, то и разбился вдребезги. Ужасно лязгнуло, вдруг все исчезло: по-прежнему лежал на своем месте Царь-колокол и в разные стороны от него по белому снегу бежали быстро осколки Корноухого” ( Пришвин М. Леса к Осударевой дороге: из дневников 1909—1930 // Наше наследие, 1990, № ), с. 82—85).  

Еще более поразила М. Пришвина смерть Годуновского колокола, сброшенного с колокольни в конце января 1930 г. Пришвин увидел в этом акте смерть не гигантского куска металла, а одушевленной личности. В конце 1930 г. писатель сделал запись в дневнике: “Приближается годовщина уничтожения Сергиевских колоколов. Это было очень похоже на зрелище публичной казни”. А еще ранее он писал в редакцию журнала “Октябрь”:  “Месяц тому назад я был свидетелем гибели редчайшего, даже единственного в мире музыкального инструмента расстреллевской колокольни: сбрасывались величайшие в мире колокола Годуновской эпохи. Целесообразности не было никакой в смысле материальном: 8 тыс. пудов бронзы можно было набрать из обыкновенных колоколов. С точки зрения антирелигиозности поступок не может быть оправдан, потому что колокола на заре человеческой культуры служили не церкви, а общественности...” 

Но “мрачный фанатизм”, который, по словам самого М. Пришвина, живет в сердцах многих представителей власти, уже невозможно было остановить. В архивах МОНО сохранился рукописный список 1930—1931 годов, подводящий итоги этапа антиколокольной компании. Согласно этому списку Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов весом 8165 пудов, причем находящемуся в монастыре Сергиевскому музею были оставлены лишь небольшие колокола 1420, 1598 и 1649 годов и другие. 

 
Подъем "Первенца", 2002 год

В 1999-2001 гг. была проведена масштабная реставрация колокольни. В последующие годы были заново отлиты три больших благовестных колокола: в 2002 г. — «Первенец», весом 27 т., и «Благовестник», весом 35,5 т, в 2003 г. — «Царь-колокол», весом 72 т, который стал самым большим действующим колоколом в православном мире. 

 
Царь-колокол

В 2012-2014 гг. в рамках подготовки к празднованию 700-летия Преподобного Сергия на территории монастыря развернулись крупнейшие за всю историю Лавры реставрационные работы. Глубокой научной реставрации, как внутри, так и вне, подверглась и главная лаврская звонница. Сегодня мы видим красавицу колокольню практически в первозданном её великолепии.

 
Старший звонарь Лавры игумен Антоний (Зинин). Фото 2014 года

Возобновлены знаменитые лаврские звоны, всегда славившиеся своей красотой и силой звучания.




< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

23 января 2017 г. (10 января ст. ст.)

Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894). Прп. Павла Комельского (Обнорского), ученика прп. Сергия Радонежского (1429). Прп. Макария Писемского, ученика прп. Сергия Радонежского (XV). Свт. Григория, еп. Нисского (после 394). Прп. Дометиана, еп. Мелитинского (601). Прп. Маркиана пресвитера (V). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) (1882). Блж. Феозвы диакониссы, сестры свт. Григория Нисского (385). Сщмч. Зиновия Сутормина пресвитера (1920); сщмч. Петра Успенского пресвитера (1930); сщмч. Анатолия, митр. Одесского (1938).
05:30 - 06:30 Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00 - 07:45 Исповедь 1-я смена
Разрешают: архим. МЕФОДИЙ; игум. МАНУИЛ, СЕРАФИМ (К.); иером. ВАРФОЛОМЕЙ, ГАВРИИЛ, ПАИСИЙ, ГЕРОНТИЙ, ВАЛЕНТИН, АРИСТАРХ, ИРАКЛИЙ, ХРИСТОФОР, ФЕОДОСИЙ
Предтеченский храм
06:00 - 08:00 Ранняя литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...